Марина НееловаОфициальный сайт
M
Из форумов
M

В мире иллюзий

Я бы назвал это своего рода театральным экспериментом, если бы происходящее на сцене давно не имело более точного определения. 
Речь — о спектакле «Кто боится Вирджинии Вульф?», поставленном в театре «Современник» режиссером Валерием Фокиным по пьесе американского драматурга Э. Олби. О чем же этот спектакль? Как всякое значительное произведение — о многом сразу. О том, в частности, что жизнь людей, с которыми мы знакомимся, выходцев из «приличного» буржуазного общества, далеко не глупых, вполне обеспеченных, становится вдруг неустойчивой, земля буквально начинает уходить у них из-под ног, когда эти люди пытаются жить правдой, решаются хотя бы на короткое время отречься от умственных и нравственных галлюцинаций, с которыми уже сроднились.
За весь вечер, а действие длится почти четыре часа, на сцене появляются всего четыре актера. И это при том, что действующих лиц как будто гораздо больше. Так, Галина Волчек предстает в образах то грубой, даже циничной, жестокой, мстительной женщины, озлобленной, кажется, на весь свет и больше всего на своего мужа; то бесконечно доброй, даже кроткой жены, для которой ее муж — истинное божество. Имя первой — Марта. Точно так же зовут и вторую… Волчек играет в этот вечер женщину, которая высокомерно бравирует своей способностью видеть жизнь без прикрас. В ней, уже изрядно пожившей, не осталось решительно ничего от романтических воззрений, тем более от кисейной барышни, с упоением, хотя и неосознанно, предпочитающей миру реальностей мир иллюзий. Но в другой своей роли — она именно кисейная барышня, для которой иллюзии — как бы высшая правда жизни.
Глубоко индивидуален и Валентин Гафт. И тогда, когда его герой — совершенно безвольный, утративший вкус к жизни человек, подавленный обстоятельствами, растоптанный невежественной женой; и тогда, когда это личность на удивление волевая, никому не позволяющая попирать свое достоинство, когда это сильный и честный человек, для которого твердые и благородные принципы превыше тщеславных желаний. Первого звать Джордж, второго — точно так же…
Словом, как вы уже догадались, актеры играли не несколько ролей сразу, каждый играл одну роль, ко как бы доказывая всем сидящим в зале, что живой, умный человек настолько подчас сложен и противоречив, что это скорее даже не один человек, а некое собрание людей. И, пожалуй, самое трудное для артиста, поняв это, сыграть множественность человека… Нет, это не театральный эксперимент — то, что происходит на сцене. Это — «лишь» точная игра актеров, благодаря мастерству достигающих трудной цели.
Не менее сложной была и задача Марины Нееловой, чья роль почти бессловесна. И это при том, что ее героиня постоянно присутствует на сцене. Молчаливые монологи актрисы великолепны. Она постоянно в эпицентре события, хотя и не участвует в нем, а лишь наблюдает, умея вмешаться в его течение самим дыханием, то затаенным, то учащенно взволнованным.
Занятый в спектакле молодой актер Александр Кахун делает все, чтобы встать вровень со своими маститыми партнерами, и временами ему это удается.
Есть спектакли, с поразительной наглядностью убеждающие, насколько же сложна и насколько прекрасна профессия — актер. Таким и стал спектакль в «Современнике» — «Кто боится Вирджинии Вульф?», в котором исполнители демонстрируют, я бы сказал, бесстрашие таланта.

А. Плутник
8-02-1985
Известия

Вернуться к Кто боится Вирджинии Вульф?
Марина Неелова
Copyright © 2002, Марина Неелова
E-mail: neelova@theatre.ru
Информация о сайте



Theatre.Ru