Марина НееловаОфициальный сайт
M
Из форумов
M

«НЛО» без летающих тарелок

Еще не погас свет в зале, зрители не заняли свои места, а главный герой спектакля Мазов неподвижно сидит на сцене, тоскливо глядя куда-то мимо нас. Во всей его фигуре — ощущение усталости, загнанности. Герой в тупике. Эту мысль подчеркнул и художник, составив площадку сцены из стандартных серых конструкций. Лабиринт таких же серых прямоугольников над сценой еще раз подчеркивает — в жизни героев нет светлой перспективы.
Автор пьесы, по которой поставлен спектакль «НЛО», начинающий драматург В. Малягин. Он и сегодня только студент, а премьера состоялась два года назад.
Легко заметить, что пьеса Малягина близка по идее к произведениям А. Вампилова. В ней та же тема. Сюжет напоминает «Утиную охоту», но нет активного действия, нет той глубины человеческих характеров, осмысления жизни, как в вампиловской драматургии. Почему же «НЛО» заинтересовала коллектив театра? Скорее всего потому, что поднята больная тема, и Малягин пытается исследовать несколько иную ее грань — причину агрессивности мещанской среды, ее живучести и приспособляемости. Его боль и протест против психологии присосавшихся к жизни людей оказались созвучными творческим поискам «Современника».
В спектакле, поставленном художественным руководителем театра народной артисткой РСФСР Галиной Волчек, идет ожесточенный спор героев, в который незаметно втягивается и зритель, принимая сторону протестующего Мазова. Коллектив театра идет в глубь темы, в напряженных диалогах сталкивая почти противоположные мнения, но не навязывая своего ответа, не диктуя своего решения проблемы. Он предлагает нам оценить все самостоятельно, внимательнее всмотреться в окружающее.
«Все это очень интересно, — удивляются некоторые зрители, — но при чем здесь НЛО?» Действительно, неопознанные летающие объекты (их еще называют летающими тарелками) в спектакле не появляются. О них даже речи нет. Мы слышим лишь отрывки радиопередач о Бермудском треугольнике и о снежном человеке. Но Мазова волнует сама возможность существования таких тайн природы. Она помогает ему приподняться над обыденностью, посмотреть на себя со стороны, догадаться, что и в окружающих его людях, казалось бы, таких знакомых, немало таинственного.
С Мазовым мы встречаемся в тот момент, когда в его судьбе наступает перелом. После очередной вечеринки с приятелями, где его девушка (Ленка) нахально заигрывала с их новым начальником Фигаловым, Мазов неожиданно для себя чувствует отвращение к жизни, где измена любимому — обычное явление, где подличать или получать зарплату за безделье — само собой разумеется.
Актер Михаил Жигалов (Мазов) точными, скупыми штрихами показывает, как бессознательный протест в душе героя перерастает в настойчивое стремление к другой жизни, честной, прямой. Сначала Мазов выражает свое накопившееся раздражение угрюмым молчанием. Молчание взрывается почти молящим «Чего вам всём от меня надо?».
Теперь Мазов стремится показать бывшим приятелям их нечистоплотность, убедиться самому, до каких пределов могут дойти люди в унижении своего человеческого достоинства. Он с мрачной злобой заставляет Лямина зарабатывать трешку танцами. С нервным торжеством предоставляет возможность Фигалову услышать самому, как будет оправдываться Ленка. Скопившийся ком ненависти мешает Мазову понять, что сам он сейчас поступает жестоко, не хуже своих приятелей.
Герой Михаила Жигалова не обладает даром красноречия. Его внутреннее движение, напряженный поиск истины актер выражает пластически. Больше слов говорят зрителю упрямо сжатые губы, резкие движения, внезапно смягчившиеся, взгляд, который убедил Старика в искренности нового знакомого. И наконец, в финале спектакля, когда Мазов, избитый и униженный, в бессилии стучит кулаками по столу, продолжая сопротивляться случившемуся, этот порыв — самое убедительное доказательство духовного возрождения героя.
Идея спектакля выглядела бы достаточно прямолинейно, если бы другие персонажи прозвучали менее выразительно, чем Мазов. К счастью, этого не произошло. Неистово, до самого дна, раскрывает душу Ленки актриса Марина Неелова. Вначале рассудочная и даже циничная, Ленка, почувствовав, что любимый уходит от нее навсегда, не в состоянии сдержать боли. Сцена в ресторане, задуманная ею как месть, превращается в сплошной крик отчаяния. Ярко раскрашенная, с полными слез глазами, она невольно вызывает сочувствие. На боль нельзя не откликнуться. И только Мазов по-прежнему молча сжимает губы.
Не менее интересна фигура Старика (заслуженный артист РСФСР А. Вокач). Он недолго участвует в действии, но мы легко можем представить себе его нелегкую судьбу. Старик выстрадал свою идею о человеческой доброте, об умении прощать и убедительно противопоставляет ее мазовской жестокости. Вот почему встреча со Стариком становится так необходимой Мазову.
Антипод Мазова — Официант, брат Ленки (Г. Богадист). Он достаточно умен, чтобы понять перемену в душе бывшего друга. И понимание свое он использует с удивительным коварством. Так мстит воинствующее мещанство.
Неяркий, но заметный штрих в этой драме — смятение Лямочки (Валерий Шальных). Насквозь свой парень, шут и гуляка, Лямин теряет равновесие при виде страданий Ленки, перемены в друге. И кто знает, не будет ли это и для него толчком к правильному осмыслению своей жизни. У нас остается такая надежда, несмотря на то, что финал спектакля убеждает: бой еще будет нелегким. 

З. Куницына
11-07-1981
«Молодой Ленинец» (Томск)

Вернуться к НЛО
Елена Шемелова — Марина Неелова
«Тюремный романс»
Copyright © 2002, Марина Неелова
E-mail: neelova@theatre.ru
Информация о сайте



Theatre.Ru