Марина НееловаОфициальный сайт
M
Из форумов
M

Подлинные чеховские сестры

Чехов всегда был убедителен для американцев, но никогда он не был таким убедительным, как в спектакле театра «Современник» «Три сестры».
Спектакль, который заслуженно подучил продолжительные стоячие овации как на прогонах, так и на открытии, замечателен во многих отношениях: как в удивительной силе и выразительной игре, в точной ясности концепции, так и в правдивости и оригинальности его постановки.
«Современник» под руководством Галины Волчек совершенно сознательно соотнес это произведение конца XIX века с сегодняшним днем. Когда один из персонажей говорит: «Человечество ищет что-то и найдет это», — эта связь становится еще более очевидной. Это строгая постановка, не приукрашенная тоскующими осенними настроениями и красками. В ней завывающий ветер, холод сочетаются с враждебным окружением. Простые бледно-серые декорации. Все костюмы, кроме одного, в сероватых тонах. Все стулья, стол и рояль покрыты сероватой краской. Они расположены на вращающемся круге и наклонены к публике. Над всем этим возвышается арочный мост с поручнями и фонарями (все декорации были привезены из Москвы).
Мост возвышается над реальностью каждодневной жизни подобно устремлениям героинь. Но он также и придавливает их, как гигантский пресс. Когда отчаяние, страсть и одиночество уже становятся невыносимыми, декорации начинают вращаться, и актеры как бы мечутся в разные стороны. Звучит отчаянная русская музыка.
Это происходит в конце первого акта. Три сестры развлекают своих знакомых, военных офицеров. Слышатся веселое пение и бурный смех. Их брат Андрей неловко обнимает свою невесту. Музыкальная нота, взятая одним из военных, пронзительна. Маша, средняя сестра, страстно мечтает о полковнике Вершинине. Вечеринка начинает распадаться, комната поворачивается, музыка пульсирует, актеры разбегаются, пробегая под аркой.
В этой постановке нет ничего вялого и апатичного. Здесь все живет, и даже в скуке чувствуется напряжение. У всех персонажей «Трех сестер» одна мечта, и они уверены, что она принесет любовь, что они переедут в город. У них утопический взгляд на будущее. И все их мечтания начать жизнь сначала беспочвенны.
Полковник Вершинин, который безнадежно мечтает о недосягаемой Маше, все время философствует, говоря о глубине русского отчаяния и постоянной русской надежды.
Особенно волнующи изменения, происходящие в жизни Ирины. Впервые мы встречаем ее молодой восторженной девушкой и видим, как все меньше и меньше у нее остается иллюзий, она превращается в грустную, но более мудрую женщину, которая печально спрашивает: «Куда все ушло?». Ее с большим обаянием сыграла Екатерина Семенова, которой всего 19 лет, она еще студентка Школы-студии МХАТ. 
Машу играла Марина Неёлова. Она все время в движении. Она хрупкая и прозрачная, как стекло. Она — кошка на раскаленной крыше. Ее тоска по любви ощущается просто физически. Одетая в черный шифон, она трепетна, как мотылек с мятущейся душой.
Редко можно увидеть спектакль, где каждый актер так выразителен и каждый персонаж так детально выписан. И даже ограниченность и легкомысленность убедительны в своей безвкусности.
Этот спектакль — иллюстрация того, что может достичь труппа, работая долгие годы вместе.

Фредди Брикстер
07-1997
Сиэтл таймс

Вернуться к Три сестры (1982)
Хэвенли — Марина Неелова
«Сладкоголосая птица юности»
Современник
©  Ирина Каледина
Copyright © 2002, Марина Неелова
E-mail: neelova@theatre.ru
Информация о сайте



Theatre.Ru