Марина НееловаОфициальный сайт
M
Из форумов
M

Который час?

Премьера в Театре «Современник»

«Современник» пригласил на постановку пьесы Теннесси Уильямса «Сладкоголосая птица юности» одного из самых модных молодых режиссеров — Кирилла Серебренникова. Впервые в его спектаклях участвует звезда первой величины: роль Принцессы Космонополис сыграла Марина Неелова.
Пока на сцене злобствуют три полногрудых старухи с обильными задами, Марина Неелова лежит неподалеку на кровати. Она накрыта простыней. Когда старухи, отыграв на виолончели, посплетничав и отдав дань театру абсурда, скроются из глаз, она встрепенется, сбросит простыню и начнет куролесить?
Неелова рисковала. Сыграть в спектакле модного провокатора Кирилла Серебренникова стареющую полубезумную актрису, покупающую себе мальчиков для ночных развлечений, — на это надо было отважиться. Риск себя окупил: Марина Неелова сыграла великолепно.
За последнее время это уже второе (и снова удачное) скрещение «Современником» классического текста с авангардистской режиссурой: не так давно «Марию Стюарт» здесь поставил литовец Римас Туминас. Марина Неелова сыграла английскую королеву Елизавету. На этот раз она играет актрису Принцессу.
Кирилл Серебренников, который в предыдущем спектакле во МХАТе («Терроризм») судорожно фантазировал, и каждую минуту на сцене что-то взрывалось, булькало и шипело, а актеры слова в простоте не говорили, на этот раз самовыражался гораздо экономнее.
Кажется, режиссер, доказывавший себе и зрителю свою профессиональную оснащенность, на этот раз успокоился и поставил иногда пронзительный, порой с неоправданно затянутыми сценами, но ни секунды не скучный спектакль.
Среди бамбуковых полей (а может, это воткнутые в пол удочки, а может, орудие порки), подле светящегося огромного круга (порой он гаснет) главные герои — актриса Принцесса Космонополис, девушка Хэвенли и Чанс Уэйн (Юрий Колокольников) — ищут утраченное время. Зря. Ничего не выйдет.
Круг можно воспринимать как циферблат без стрелок — это мечта героев об остановившемся времени. Неелова играет пожилую актрису, любым путем пытающуюся «нырнуть» в свое прошлое — туда, где любовь и слава. Чанс хочет вернуться в юность — туда, где его любила Хэвенли. Хэвенли, молодую женщину, тоже играет Неелова. Старая женщина, стремящаяся в молодость, и молодая старуха. А лицо одно. Время с каждым играет в свои игры. И для каждого течет по-разному.
Компания подонков собирается убить Чанса, и они отсчитывают отпущенное ему время — от ста и вниз. Временные промежутки — то вприпрыжку, то пауза. В этой паузе можно поссориться, спрятаться в чемодан, узнать, что новый фильм побил все сборы в истории Голливуда. И снова услышать: «Пятнадцать, четырнадцать?» Разъединенность людей, о которой в каждом спектакле говорит Серебренников, в этой постановке получает новый отсвет: все существуют в разном времени. И совсем неважно, кто умрет, а кто будет жить — здесь, где нет ни конца, ни начала, смерть, конечно, не финал, а продолжение паузы.
Режиссер попросил Нину Садур написать прологи к трем актам. Три старухи — то ли ведьмы, то ли просто помешанные — несут ахинею. У этой ахинеи — своя функция, и вполне художественная: помимо того, что мы косвенно знакомимся с проблемами персонажей и новыми поворотами сюжета, они вводят зрителя в пространство, где узаконен оптический обман. Где смешаны старость и молодость, а от времени прячутся в чемодан.
Кирилл Серебренников, балансируя в своих спектаклях между банальностью и актуальностью, эпатажем и конъюнктурой (каждый, кто вменил себе в обязанность говорить только на современные темы сегодняшним языком, попадает в эти ножницы), поставил, быть может, первый спектакль, где не столь заметна озабоченность режиссера быть обжигающе современным. Его «Откровенные полароидные снимки» в Театре Пушкина, на мой взгляд, были лучшим спектаклем прошлого сезона. Но основная аудитория «Снимков» — люди не старше тридцати. Ну и те, кто по долгу службы или по какому другому долгу интересуется театром. Аудитория «Сладкоголосой птицы юности» будет гораздо обширнее. «Современник» соберет тех, кто живет в разном времени. Как персонажи «Сладкоголосой птицы».

Артур Соломонов
9-12-2002
Газета

Вернуться к Сладкоголосая птица юности
Мария Антоновна — Марина Неелова
«Ревизор (1983)»
Современник
Copyright © 2002, Марина Неелова
E-mail: neelova@theatre.ru
Информация о сайте



Theatre.Ru