Из форумов | - МАРИНА, Анюта М (гость), 5 июля
|
| | |
Принцесса с железной хваткой«Изменяться — значит жить» — эти слова героини пьесы Уильямса «Сладкоголосая птица юности» определяют смысл нового спектакля «Современника», поставленного режиссером Кириллом Серебренниковым. В известном смысле Марина Неелова, согласившись играть в сценической версии Серебренникова по мотивам знаменитой пьесы Уильямса, рисковала не меньше, чем ее героиня, стареющая кинозвезда Принцесса Космонополис, связавшись с молодым красавчиком Чансом Уэйном. Обе выиграли, вкусив живительного эликсира молодости. Прошу прощения за тавтологию, но в «Современнике» появился, наконец, действительно современный спектакль. Современный по энергетике, ритму, сценическому языку, по той боли, с которой он рассказал о загубленной юной жизни, попытавшейся принять правила игры взрослых и циничных людей. В сущности Серебренников поставил спектакль о Чансе Уэйне — это он, неудачник-жиголо, пытается остановить время, вернуться в прошлое — и, естественно, терпит поражение. Принцесса, пережив провал своего фильма, алкоголизм и наркотические сны, все-таки выберется в очередной раз из лабиринта жизни — актриса! — а он погибнет, потому что пока еще беззащитен. Чанса играет совсем молодой Юрий Колокольников — и хотя он не может не уступать в мастерстве своей блистательной партнерше, одну тему играет точно и узнаваемо. «В тебе гордость неудачника!» — кричит ему Принцесса, и правда, за его великолепным торсом скрывается отчаяние согнутого обстоятельствами несчастного ребенка, и не понять этого — значит не иметь сердца. Сердце только раз заговорит у Принцессы — когда Чанс расскажет ей печальную историю своей любви к дочери местного босса Хэвенли. Все остальное время она занята собственными переживаниями, в чем откровенно и признается, оговариваясь, правда, что именно из этих переживаний и возникает искусство. Неелова произносит это слово, презрительно прищурившись и с таким напором, что не возникает сомнений — другой жизни у ее героини просто не может быть. Она играет не grande dame, не приму в отставке, но вечную клоунессу, героиню бесконечного, длиною в жизнь, трагифарса. В первом акте Неелова бесстрашна и восхитительно сексуальна, так хороша и обольстительна, что молодым исполнительницам эротических ролей стоило бы ходить на эти ее сцены в «Современник», словно на мастер-класс. Как она владеет при этом своим телом и голосом! Во втором акте кульминацией становится ее телефонный разговор с влиятельным голливудским критиком — когда она узнает о триумфе своей картины, то мгновенно забывает и Чанса, и даже грозящую ему смертельную опасность: она хочет только уехать, она уже не здесь, и именно об этом говорит сцена, когда она залезает в чемодан вместе со своими платьями. При всем блеске и обаянии у этой Принцессы железная хватка, и она тоже олицетворяет тот мир, в котором суждено погибнуть Чансу Уэйну. Даже если в этом спектакле не было бы ничего, кроме работы Марины Нееловой, то и тогда Кирилла Серебренникова стоило бы поздравить с удачей. Но в нем есть еще многое: от спорных прологов, написанных Ниной Садур, до смелого вторжения постановщика в мир пьесы. Он сократил многие монологи, убрал некоторых действующих лиц и даже отдал роль молоденькой Хэвенли все той же Марине Нееловой. От всего этого можно прийти в ужас, не видя спектакля, но, посмотрев его, хочется сказать, что победителей не судят. Потому что Хэвенли здесь — уже не просто обманутая девочка, но поблекшее существо без возраста, из которого ушла жизнь. Она еще одна жертва, не пережившая прощания с юностью, так как взросление и уж тем более старость — это удел сильных. Мужская по преимуществу массовка, к которой свел постановщик обитателей городка, и без слов, с помощью музыки и движения много говорит о его нравах, и в условиях очевидного кризиса вербального театра это кажется вполне допустимым. А финальная сцена, когда все они выходят на сцену с серпами в руках, по-настоящему удачна. Наконец, в течение всего спектакля звучит на сцене мелодия «Вернись в Сорренто» и неумолимо убывает огромная луна — понятая режиссером как знак быстротечности жизни, а на такие эмоциональные пасы откликается и душа не слишком жалующего новый театр зрителя. Сладкоголосая птица юности поет и ему, и очень хочется вспомнить славные имена и былой театр, когда тоже ставили Уильямса — конечно, совсем по-другому. В театр приходит новый зритель, обитающий во всемирной сети и Льву Толстому предпочитающий Владимира Сорокина, — наивно полагать, что с ним можно разговаривать на языке Малого театра, при всем уважении к последнему. Найти себя в новом времени — сложное дело, и именно об этом писал свою великую пьесу Теннесси Уильямс. Искусству меняться, а значит — жить, можно поучиться у его Принцессы Космонополис, какой ее увидел Кирилл Серебренников, и сыграла Марина Неелова. Нина Агишева 24-12-2002 Московские новости Вернуться к Сладкоголосая птица юности- На пределе эмоций, Ольга Фукс, Вечерняя Москва,
[10-01-2007]
- Кирилл Серебренников: Non stop, Анна Шалашова, «Театральная жизнь» № 2,
[02-2003]
- Кто заказывает музыку в спектаклях, Любовь Лебедина, Труд,
[16-01-2003]
- Сладкоголосая? Птица? Юности?, Марина Райкина, Московский Комсомолец,
[15-01-2003]
- Новые современники, Олег Зинцов, Ведомости,
[14-01-2003]
- Сладкоголосая птица юности, театр «Современник»., Ксения Ларина, «Эхо Москвы», передача «4 минуты с театром»,
[11-01-2003]
- Принцесса и духи, Мария Хализева, «Экран и сцена», № 2,
[01-2003]
- Можно ли изменить время?, Анна Шалашова, Литературная газета,
[25-12-2002]
- Принцесса с железной хваткой, Нина Агишева, Московские новости,
[24-12-2002]
- Проповедь птицам, Елена Ковальская, Афиша,
[23-12-2002]
|