Из форумов | - МАРИНА, Анюта М (гость), 5 июля
|
| | |
Вода утекает, свечи гаснутМосковский театр «Современник» представил блестящую постановку «Марии Стюарт»Мария — это больше, чем просто человек. Убийца с чистой душой, страстная католичка. В интерпретации Шиллера в момент смерти душа Марии Стюарт прекрасна, она достигла внутреннего согласия, единения с окружающим миром, со своей соперницей. В мир «вечной свободы» она уходит с достоинством и с легким сердцем. Огонь, пылавший в ее душе раньше, она усмирила своей железной волей. Как раз это и является с точки зрения Фридриха Шиллера ее достоинством: прекрасная королева не пытается жить в мире иллюзий. Режиссер Римас Туминас, инсценировал драму о жизни королевы на сцене прославленного московского театра «Современник». Он - полностью на стороне Марии, поэтому пытается добиться сострадания к ней, используя все существующие театральные приемы. В то время, как Елизавета в его постановке иногда карикатурна, представлена как дама со стоическим характером, которую он местами делает заикой. Мария у него с самого начала остается самой собой. Актриса Елена Яковлева использует эту возможность для того, чтобы показать зрителю грандиозную игру чувств: королева Шотландии в ее исполнение — благородная пленница, спокойно и легко управляющая оставшимся у нее в подчинении придворными. Она смотрит на мир удивленными глазами, притягивает к себе, не приемлет фальши. Этого не хватает Елизавете в исполнении Марины Нееловой: встреча с ней приводит Марию в глубокое смятение. Эта сцена сильно выделяется и врезается в память. Мария, лишенная всякой надежды на земную свободу, сама «роет себе яму». Она окунает обе руки в стеклянный сосуд, разбрызгивает и растрачивает драгоценную жидкость яростными движениями. Мокрые волосы, мокрая одежда, выпученные глаза и крик: все это — последний мятеж перед неизбежной смертью. А потом тело ее успокаивается, лишь изредка вздрагивая. Исход внутренней борьбы предрешен. Сосуд с водой появляется еще раз: в момент казни остаток воды проливается и гасит свечи. Три восхитительных, насыщенных часа в театре: представление очень символично, настроения — многосторонни, манера игры — разнообразна. Несложно понять, что в постановке «Играем? Шиллера!» (так Римас Туминас назвал свою инсценировку «Марии Стюарт») встречаются две традиционные линии. Режиссер, основывающий свои постановки на абстракциях и ассоциациях, работает с труппой, которой близок психологический реализм. Вместе они достигают вершин художественной гармонии. Хотя литовец из Кельме Римас Туминас постоянно ищет новые пути, играет с формами, его постановка естественна и необыкновенно глубока. Надо признаться, что не западноевропейскому зрителю понятно в этой постановке не все. А что это за помещение, в котором происходит действие: оно похоже и на темницу, и на ведьмову кухню, и на дворец, и на производственный цех. Полуархаичное, полуцивилизованное место, смесь природы и цивилизации; справа — гора сена, слева — дымит котел. Но в центре — конфликт, спор между двумя неравными женщинами, который приводит к тому, что Мария господствует над марионеткой-Елизаветой. За прекрасную игру в спектакле «Играем? Шиллера!» актрисы Марина Неелова и Елена Яковлева были накануне награждены государственными наградами Российской Федерации. А каковы люди — общество подхалимов и проныр, постоянно держащих властвующих женщин под прицелом, переоценивающих свое влияние. Поистине ущербное окружение, заискивающее и пресмыкающееся перед королевскими особами. С виду — полностью покорившееся своим правителям, показывающее истинное отношение к власти только между собой. При этом все стремятся к величию: после того как граф Лестер фактически вынудил Мортимера совершить самоубийство, он покидает сцену на гробе с телом Мортимера: в зубах сигарета, просто вылитый третьесортный убийца. Публика тепло приветствовала загадочных «современников» — именно так переводится название театра — аплодируя стоя. Матиас Шуберт 11-06-2001 Mannheimer Morgen Вернуться к Играем… Шиллера!- Постоять на пригорке, Светлана Полякова, Газета.ru,
[7-08-2007]
- Там, где Неелова любовь, Ксения Ларина, Театрал,
[16-01-2007]
- На пределе эмоций, Ольга Фукс, Вечерняя Москва,
[10-01-2007]
- Женщина во власти, Евгения Подберезина, Вечерняя Рига,
[11-07-2003]
- Сегодня в «Современнике» мы играем? Туминаса!, Андрей Шаврей, Комерсант Baltic Daily,
[9-07-2003]
- Готовьте клоунов для Неёловой, Маша Насардинова, «Бизнес & Балтия», № 59,
[07-2003]
- Играя современника Шиллера, Павел Самарин,
[07-2003]
- Королевские игры, Людмила Анисимова, Вести,
[07-2003]
- Две королевы, Елена Власова, Суббота,
[27-06-2003]
- Римас Туминас: «Театр это встреча больных людей», Анна Шалашова, «Театральная жизнь» № 6,
[06-2002]
|