Марина НееловаОфициальный сайт
M
Из форумов
M

Вода утекает, свечи гаснут

Московский театр «Современник» представил блестящую постановку «Марии Стюарт»

Мария — это больше, чем просто человек. Убийца с чистой душой, страстная католичка. В интерпретации Шиллера в момент смерти душа Марии Стюарт прекрасна, она достигла внутреннего согласия, единения с окружающим миром, со своей соперницей. В мир «вечной свободы» она уходит с достоинством и с легким сердцем. Огонь, пылавший в ее душе раньше, она усмирила своей железной волей. Как раз это и является с точки зрения Фридриха Шиллера ее достоинством: прекрасная королева не пытается жить в мире иллюзий. 
Режиссер Римас Туминас, инсценировал драму о жизни королевы на сцене прославленного московского театра «Современник». Он - полностью на стороне Марии, поэтому пытается добиться сострадания к ней, используя все существующие театральные приемы. В то время, как Елизавета в его постановке иногда карикатурна, представлена как дама со стоическим характером, которую он местами делает заикой. Мария у него с самого начала остается самой собой. Актриса Елена Яковлева использует эту возможность для того, чтобы показать зрителю грандиозную игру чувств: королева Шотландии в ее исполнение — благородная пленница, спокойно и легко управляющая оставшимся у нее в подчинении придворными. Она смотрит на мир удивленными глазами, притягивает к себе, не приемлет фальши. Этого не хватает Елизавете в исполнении Марины Нееловой: встреча с ней приводит Марию в глубокое смятение. 
Эта сцена сильно выделяется и врезается в память. Мария, лишенная всякой надежды на земную свободу, сама «роет себе яму». Она окунает обе руки в стеклянный сосуд, разбрызгивает и растрачивает драгоценную жидкость яростными движениями. Мокрые волосы, мокрая одежда, выпученные глаза и крик: все это — последний мятеж перед неизбежной смертью. А потом тело ее успокаивается, лишь изредка вздрагивая. Исход внутренней борьбы предрешен. Сосуд с водой появляется еще раз: в момент казни остаток воды проливается и гасит свечи.
Три восхитительных, насыщенных часа в театре: представление очень символично, настроения — многосторонни, манера игры — разнообразна. Несложно понять, что в постановке «Играем? Шиллера!» (так Римас Туминас назвал свою инсценировку «Марии Стюарт») встречаются две традиционные линии. Режиссер, основывающий свои постановки на абстракциях и ассоциациях, работает с труппой, которой близок психологический реализм. Вместе они достигают вершин художественной гармонии. Хотя литовец из Кельме Римас Туминас постоянно ищет новые пути, играет с формами, его постановка естественна и необыкновенно глубока.
Надо признаться, что не западноевропейскому зрителю понятно в этой постановке не все. А что это за помещение, в котором происходит действие: оно похоже и на темницу, и на ведьмову кухню, и на дворец, и на производственный цех. Полуархаичное, полуцивилизованное место, смесь природы и цивилизации; справа — гора сена, слева — дымит котел. Но в центре — конфликт, спор между двумя неравными женщинами, который приводит к тому, что Мария господствует над марионеткой-Елизаветой. За прекрасную игру в спектакле «Играем? Шиллера!» актрисы Марина Неелова и Елена Яковлева были накануне награждены государственными наградами Российской Федерации. 
А каковы люди — общество подхалимов и проныр, постоянно держащих властвующих женщин под прицелом, переоценивающих свое влияние. Поистине ущербное окружение, заискивающее и пресмыкающееся перед королевскими особами. С виду — полностью покорившееся своим правителям, показывающее истинное отношение к власти только между собой. При этом все стремятся к величию: после того как граф Лестер фактически вынудил Мортимера совершить самоубийство, он покидает сцену на гробе с телом Мортимера: в зубах сигарета, просто вылитый третьесортный убийца.
Публика тепло приветствовала загадочных «современников» — именно так переводится название театра — аплодируя стоя.

Матиас Шуберт
11-06-2001
Mannheimer Morgen

Вернуться к Играем… Шиллера!
Анфиса — Марина Неелова
Костомаров — Борис Дьяченко
«Анфиса (1991)»
Современник
Copyright © 2002, Марина Неелова
E-mail: neelova@theatre.ru
Информация о сайте



Theatre.Ru