Марина НееловаОфициальный сайт
M
Из форумов
M

Поединок королев

«Играем… Шиллера!» (Мария Стюарт) Московского Театра «Современник».

Атмосфера становится напряженной и предвещающей беду. В выразительных декорациях Адомаса Яцовскиса доминирует огромная каменная печь, над ней опасно раскачивается железная каминная труба с толстыми стенами. Не зря над головами людей висит тяжелый предмет, который стремительно приводится в монотонное движение каждый раз, когда драматизм ситуации накаляется. Чувства актеров кипят. Тянущийся из печи тонкой струйкой дымок превращается в густо валящий дым пропорционально степени накала страстей и напряжению актеров. Сильный ветер разносит этот дым по залу как туман.
Все это представляет собой идеальное место для впечатляющих сценических видений литовского режиссера Римаса Туминаса, проект которого «Играем? Шиллера!» (Мария Стюарт), поставленный в московском театре «Современник» с энтузиазмом был представлен накануне зрителям в до отказа заполненном зале Национального театра г. Маннхайма. В его обработке трагедии действие начинается со второго акта. Пьеса кажется сконцентрированной на борьбе двух королев за трон Англии и сердце графа Лестера. В интерпретации режиссера обе женщины представлены не как две яркие противоположности. Граф в исполнении Игоря Кваши выглядит оголтелым оппортунистом, человеком с двойственной натурой, которому нет дела ни до одной, ни до другой, когда речь идет о спасении собственной шкуры.
Любовь и ненависть, страх смерти и жажда жизни, гордость и унижение — для каждого слова пьесы находит и изобретает Римас Туминас крайне экспрессивные телесные формы выражения, которые вместе с хорошо поставленными и развитыми голосами актеров театра «Современник» и усиливающей созданное настроение музыкой (композитор Фаустас Латенас) оказывают неповторимое убедительное воздействие, которое ни на минуту не ослабевает в течение всего трехчасового представления. К многочисленным запоминающимся сценам принадлежит также мучительная напряженная борьба Елизаветы со своими не подчиняющимися руками и пальцами во время подписания смертного приговора. Или немая сцена казни: полная воды чаша опрокидывается, стул с грохотом ломается и падает на землю в момент, когда Марии отрубают голову.
Несмотря на захватывающую игру всех актеров, в центре внимания находятся, конечно, Марина Неелова в роли Елизаветы и Елена Яковлева в роли Марии Стюарт. Две сильные, уверенные в себе женщины, с точки зрения режиссера равны. Они сильны даже в проявлении слабости, в моменты безнадежного отчаяния, переживаемого, например, Марией перед неожиданной встречей с противницей, а Елизаветой — после того, как она узнает о предательстве графа. Они сильны даже в тот момент, когда они, наконец, образумившись, приготовились: одна — к смерти, другая — к одиночеству. Очень хорошо вписывается и измененный Римасом Туминасом финал. Елизавета приказывает своим лордам оставить ее одну. О графе и «корабле во Францию», который готов просить прощения, больше ни слова.
Помимо оваций публики Марина Неелова и Елена Яковлева получили еще одну особую награду: руководитель театра Ульрих Шваб сообщил новость из Москвы: за несколько часов до представления обе актрисы были награнены государственными наградами Российской Федерации. 

Мария Франк
11-06-2001
Rhein-Neckar Zeitung

Вернуться к Играем… Шиллера!
Уго — Александр Берда
Вальтрауте — Марина Неелова
«Адский сад»
Современник
Copyright © 2002, Марина Неелова
E-mail: neelova@theatre.ru
Информация о сайте



Theatre.Ru