Из форумов | - МАРИНА, Анюта М (гость), 5 июля
|
| | |
Литовские послы в «Современнике»1 марта состоялась премьера спектакля «Играем… Шиллера!»Сегодня вечером в московском «Современнике» состоится премьера спектакля «Играем… Шиллера!». В программке значится: «сценический вариант трагедии Фридриха Шиллера Мария Стюарт Римаса Туминаса (Литва)». Театральная молва гласит, что до последнего момента в театре сомневались и даже была такая идея премьеру выпустить под «аутентичным» названием. Но пока все остается как было и, если ничто не помешает в самый последний момент, публика увидит сегодня спектакль «Играем… Шиллера!». «Современник», если бы кто-то собрался сочинять такой табель, следовало бы отнести к консерваторам: здесь не любят просто так вмешиваться в названия, данные авторами. Чтобы это случилось, нужны были, вероятно, веские причины (оговоримся покамест в скобках: они были). В истории театра была, правда, история, когда придуманное театром название изменили в последний момент. Говорят, что Валерий Фокин хотел, чтобы его спектакль назывался «Сегодня — Гоголь». Но по цензурным соображениям премьера вышла под названием «Ревизор», и так, без изменений, спектакль держится в репертуаре до сих пор и идет с успехом. Но сомнения мне понятны: скажем, бывает ведь, что родители ждут девочку, а рождается мальчик, для которого приходится придумывать свое имя. Спектакль Римаса Туминаса — конечно, из тех, что, бывает, шокируют зрителей с «традиционными представлениями». Дело не в костюмах невесть какого, но явно не того времени. Дело в трактовке — той самой, игровой, — от которой пошло и другое название. Хотя вот что любопытно и что заставляет «оторваться» от конкретной премьеры и заговорить о феномене литовского театра: все переиначив и даже перевернув вверх дном, раскрепостив все и вся и одновременно «заковав» едва ли не каждую строку в специальную, для нее одной сочиненную метафору, здесь умеют не потерять воздуха трагедии. Трагедия остается и в новом спектакле Римаса Туминаса. Одно это — участие в, как теперь принято говорить, театральном проекте Римаса Туминаса загодя требует внимания и даже почтения. То, что «Современнику» удалось заполучить Туминаса, которого пытались ангажировать многие столичные театры, — уже превращает спектакль в событие. Туминас — режиссер европейского класса и, что для нас куда существеннее, другой театральной школы. Вроде бы - советской, но даже в советском многонациональном театре умели отличать «акценты» и «произношения». Туминас, как и Някрошюс, как более молодой их вильнюсский коллега Оскарас Коршуновас, — конечно, представители особой школы. В которой метафора ценится выше последовательности и психологической правды, где резкий звук всегда предпочтительнее какой-нибудь равнинной кантиленности (что будто бы входит в противоречие с самим литовским ландшафтом, но искусство не всегда вырастает из желания быть подобным чему-то или из подражания природе). И еще: Туминас работал с актерами, воспитанными в другой «Системе», которые тем не менее соответствуют. То есть оказались вполне подходящим «материалом», лишний раз подтвердив свободу русского актера. В «Играем… Шиллера!» нет игры ради игры, наоборот, даже в метафорах — какая-то северная, балтийская, можно сказать, сдержанность. Временами даже так, что Марина Неелова, которая играет Елизавету, даже внешне становится похожа на любимых актрис Ингмара Бергмана. Какие-то сцены приводят в восхищение своей простотой и одновременно мощью: как и Някрошюс, все эти годы работающий параллельно, в необъявленном соперничестве, Туминас ценит метафоры простые, но, как говорится, бьющие наотмашь. «Современник» снова испытывает своих поклонников на усидчивость. Новый спектакль, как и предыдущая премьера — «Три товарища» Галины Волчек, — идет больше трех часов, почти три с половиной. Но какой-либо бесшабашности, безоглядности здесь не увидеть: театр сумел приучить свою публику к усидчивости, сюда приходят, заранее зная, что «за полтора часа без антракта» в «Современнике» не играют, эти принципы «современного» театра в «Современнике» исповедовать не спешат. Туминас не любит (к слову, как и художественный руководитель «Современника» Галина Волчек) работать с несколькими составами. Так, наверное, труднее для жизни спектакля, но лучше для зрителей. Которые могут быть уверены, что в роли Марии Стюарт они увидят Елену Яковлеву, в роли графа Лестера — Игоря Квашу, Тальбота — Рогволда Суховерко, а барона Берли будет играть Михаил Жигалов… Григорий Заславский 1-03-2000 Независимая газета Вернуться к Играем… Шиллера!- Постоять на пригорке, Светлана Полякова, Газета.ru,
[7-08-2007]
- Там, где Неелова любовь, Ксения Ларина, Театрал,
[16-01-2007]
- На пределе эмоций, Ольга Фукс, Вечерняя Москва,
[10-01-2007]
- Женщина во власти, Евгения Подберезина, Вечерняя Рига,
[11-07-2003]
- Сегодня в «Современнике» мы играем? Туминаса!, Андрей Шаврей, Комерсант Baltic Daily,
[9-07-2003]
- Готовьте клоунов для Неёловой, Маша Насардинова, «Бизнес & Балтия», № 59,
[07-2003]
- Играя современника Шиллера, Павел Самарин,
[07-2003]
- Королевские игры, Людмила Анисимова, Вести,
[07-2003]
- Две королевы, Елена Власова, Суббота,
[27-06-2003]
- Римас Туминас: «Театр это встреча больных людей», Анна Шалашова, «Театральная жизнь» № 6,
[06-2002]
|