Из форумов | - МАРИНА, Анюта М (гость), 5 июля
|
| | |
«Мария Стюарт» с одной королевойПремьера в театре «Современник»«Современник», чье название в последние годы парадоксальным образом стало синонимом театрального консерватизма, вдруг обнаружил стремление и в самом деле быть современным: для постановки спектакля «Играем… Шиллера!», щедро профинансированной Госбанком, Галина Волчек пригласила модного литовского режиссера Римаса Туминаса. На прошлом Чеховском фестивале московская публика восторгалась его «Маскарадом», разыгранным в декорациях заснеженного Петербурга. Для нынешней премьеры Туминас вновь выбрал романтическую драму — «Марию Стюарт».
Посреди площадки громоздится гигантский жестяной котел, из которого то и дело валит пар. Сверху, между котелками поменьше, нависает что-то вроде чудовищной вытяжки, снабженной крюком. Мрачность антуража усугубляется доносящейся из динамиков зловещей музыкой (композитор Фаустас Латенас) и костюмами придворных Елизаветы: все одеты в черные пальто и глухие френчи. Различия между действующими лицами подчеркнуты пластически: бароны и графы ходят строем, изменник Мортимер нелепо подпрыгивает, персонажи-католики (в том числе Мария) и вовсе передвигаются по сцене на манер пингвинов — прижав локти к бокам и отставив в стороны кисти. Каждая строка должна быть отыграна, упакована в метафору — за этот спецэффектный постановочный стиль и ценят в Москве литовскую театральную школу. Иные из находок Туминаса и впрямь остроумны, но большинство трюков раздражают своей необязательностью. Режиссер, поставивший в заглавии красноречивое многоточие, вероятно, провел немало бессонных ночей над классическим текстом, но так и не решил окончательно, что за историю намерен рассказать со сцены. В первом действии нам твердят что-то о связи власти и сексуальности (королева-девственница периодически демонстрирует склонность к сексуальной агрессии в отношении собственных придворных). После антракта постановщик вспоминает, что надменная Елизавета тоже чувствовать умеет, и заставляет ее ужасно страдать над цинковым ящиком с телом мертвого Мортимера. Впрочем, в лучший момент трехчасового зрелища — когда королева английская держит в руках указ о казни Марии Стюарт — кажется, что важнее всего для Туминаса была тема слабости, — в его спектакле причиной убийства оказывается не жажда власти или страх Елизаветы перед соперницей, а безволие. Придворные облачают королеву в тяжелое, как броня, позолоченное платье, подставляют ей под локти костыли-подпорки, и Марина Неелова читает последний монолог Елизаветы мучительно долго, выдавливая строки буквально по слогам: вместо властительницы, «спокойной и величественной» (как сказано в финальной шиллеровской ремарке), мы видим полубезумную старуху, которая подписывает смертный приговор, подчиняясь лишь одному истерическому желанию: «Чтоб этому всему пришел конец, чтобы меня оставили в покое». По выразительности эта сцена стоит едва ли не всего остального спектакля, и, если б режиссер поставил здесь точку, новейшая трактовка шиллеровской драмы, возможно, приобрела бы так недостающую ей внятность. Но Туминас, к несчастью, предпочел пересказать сюжет «Марии Стюарт» до конца. Идея эта выглядит тем менее удачной, что главная интрига пьесы — соперничество двух королев (и, соответственно, двух актрис) — в «Играем… Шиллера!» провалена начисто. Королева здесь одна — Елизавета,"и, когда Марина Неелова покидает сцену, продолжать спектакль совершенно бессмысленно — история завершилась. И. о. Марии Стюарт Елена Яковлева старается изо всех сил, но то, что королевские игры — не для нее, становится понятно, как только звезда телесериала про инспектора Каменскую ступает на подмостки. Олег Зинцов 13-03-2000 Ведомости Вернуться к Играем… Шиллера!- Постоять на пригорке, Светлана Полякова, Газета.ru,
[7-08-2007]
- Там, где Неелова любовь, Ксения Ларина, Театрал,
[16-01-2007]
- На пределе эмоций, Ольга Фукс, Вечерняя Москва,
[10-01-2007]
- Женщина во власти, Евгения Подберезина, Вечерняя Рига,
[11-07-2003]
- Сегодня в «Современнике» мы играем? Туминаса!, Андрей Шаврей, Комерсант Baltic Daily,
[9-07-2003]
- Готовьте клоунов для Неёловой, Маша Насардинова, «Бизнес & Балтия», № 59,
[07-2003]
- Играя современника Шиллера, Павел Самарин,
[07-2003]
- Королевские игры, Людмила Анисимова, Вести,
[07-2003]
- Две королевы, Елена Власова, Суббота,
[27-06-2003]
- Толкование сновидений, Марина Неелова, «Театральная жизнь», № 6,
[06-2002]
|