| Королевы. Сценический вариант усекновения душиДолгожданная премьера Театра «Современник» «Играем… Шиллера!» в постановке известного литовского режиссера Римаса Туминаса оправдала ожидания. Игра состоялась, причем игра по крупному счету. Назвав свое театральное сочинение"сценический вариант трагедии Ф. Шиллера «Мария Стюарт», Р. Туминас, по сути, оговаривает право на собственную версию. И эта оговорка звучала бы в высшей степени странно (право, чего же и ждать от хорошего режиссера, как не индивидуального решения известной классической пьесы?), если бы не одно существенное «но». У Шиллера — две центральные героини, две королевы, Мария и Елизавета, но лишь одна из них стала в пьесе заглавной. У Туминаса — заглавны обе, равновелики принципиально и решительно. Его спектакль мог бы с тем же успехом называться «Мария и Елизавета». Но режиссеру необыкновенно важна «игра» — не только как категория театральная, но как мощный и непредсказуемый фактор человеческой жизни. В особенности если перед нами — жизнь исторических персон. В версии Туминаса между тем так мало логики исторической! Зато вовсю царствует логика женская. Сугубо мужская режиссура все усилия направляет на то, чтобы вскрыть природу конфликта между двумя женщинами. Акценты при этом смещаются: на войну обречены две непримиримые женские сущности, а ее величество История всего лишь ставит их в ситуацию, когда мир невозможен. Марина Неелова в роли Елизаветы не играет отсутствие породы. Елена Яковлева — Мария не играет ее наличие. Обе женщины мобилизуют последние силы, чтобы бороться с собственными слабостями. Обе нехотя облачаются в царственные парики, а срывая их, обнажают нежные, коротко стриженные головки. Обе способны впасть в истерическое исступление. Обе испытывают одинаковую, ни с чем не сравнимую легкость, когда отвергают навязанные им игры и притворство. Мария перестает быть кроткой и поверженной, Елизавета — терпимой и милосердной. Две роскошные женщины в спектакле Туминаса неистово взыскуют к счастью. Две королевы равно лишены этой возможности, только одной из них отсекают голову, а другой — душу. Наталия Каминская
| ||||