Марина НееловаОфициальный сайт
M
Из форумов
M

Равновеликие современники

Вечно живое телевидение

На днях канал «Культура» показал спектакль Олега Ефремова, с которого, собственно говоря, и начался театр «Современник», — «Вечно живые» Виктора Розова. Это одно из сотен свидетельств величия русского театра, хранящихся на полках Гостелерадиофонда. Потрясение от просмотра спектакля трудно обосновать ностальгией по великому советскому театру. Потрясение вызвано другим. 
Просмотр «Вечно живых», поставленных в 1956 году и записанных лет через двадцать после премьеры, вызывает эстетический шок. На экране — актеры, чья манера игры не просто современна, она шокирующе актуальна. Взаимоотношения и характеры рождаются не из бытовых деталей, столь любимых театром пятидесятых, а из сгущенности, собранности психологического портрета человека. Крупные планы Олега Ефремова, Лилии Толмачевой, Марины Нееловой, Юрия Богатырева, Галины Волчек, сама природа актерской игры начисто разрушают бытующие представления о раннем «Современнике» как о «театре психологической правденки». Существование в кадре сорокалетнего Игоря Кваши, сыгравшего в телеверсии двадцатилетнего героя, вообще претендует на место в хрестоматии по актерскому искусству.
«Современнику», конечно, повезло. Он рос вместе с телевидением и его замечательным детищем — Литдрамой. Одной из задач этой редакции и было фиксировать для потомков лучшее из лучшего. Но не всегда то, что современникам кажется шедевром, спустя годы вызывает такие же эмоции — многое выглядит фальшивым, медленным, архаичным. Тем более сегодня, когда ритм жизни не предполагает созерцания как такового.
В лучших традициях Литдрамы канал «Культура» обещает отметить юбилей «Современника» показом легендарных спектаклей «Большевики», «На дне», «Спешите делать добро», «Эшелон», «Кто боится Вирджинии Вульф?». Это не просто экскурс в историю театра. Эти спектакли — история отечественного телевидения, некогда позволявшего себе роскошь серьезно относиться к понятию «искусство».

Валентина Тоцкая
17-02-2001
Независимая газета

Вернуться к Вечно живые (третья редакция)
  • Равновеликие современники, Валентина Тоцкая, Независимая газета, [17-02-2001]
  • Главное событие войны, Алевтина Кузичева, Московский Комсомолец, [18-04-1975]
Джордж Скуддер — Сергей Гирин
Хэвенли — Марина Неелова
«Сладкоголосая птица юности»
Современник
©  Ирина Каледина
Copyright © 2002, Марина Неелова
E-mail: neelova@theatre.ru
Информация о сайте



Theatre.Ru