Из форумов | - МАРИНА, Анюта М (гость), 5 июля
|
| | |
Время и личные пристрастияКак и все спектакли, поставленные в «Современнике» Г. Волчек (достаточно вспомнить хотя бы «Обыкновенную историю»), «Вишневый сад» строится на доверии к актеру и силен прежде всего именно этим. Стоит кому-нибудь из исполнителей сгустить краски, «перебрать» в тоне и голосе, как в спектакле что-то неуловимо меняется и меняет наше сегодняшнее, столь важное для каждого зрителя впечатление. Важное потому, что, как правило, единственное. Скорое мнение, составленное по самым первым представлениям, сложилось и о «Вишневом саде». А между тем торопиться не следовало. Не изменившись в основе, в главной мысли и направлении, спектакль укрепил ту ноту, тот тон, на слабое звучание которых сетовали первые зрители. Поначалу исполнение было прямолинейнее, жестче и плотность красок, вызванная неуверенностью, непривычностью к Чехову, мешала замыслу проявиться до конца. Не ради прямых параллелей, но просто потому, что взаимоотношения Чехова и театра проверяются взаимопониманием Чехова и художественников, позволим себе привести письмо Немировича-Данченко, написанное как раз по поводу «Вишневого сада»: «Посмотрите Вишневый сад, и Вы совершенно не узнаете в этой кружевной, грациозной картине той тяжелой, грузной драмы, какой Сад был в первый год». К чему же стремился «Современник» и отчего спектаклю едва ли не равно важны как точность актерского понимания, так и легкость актерского исполнения? Важны оттого, что современность взгляда на события исторические он соединял, хотел соединить с историческим осознанием прошедшего. Судить о героях с позиций не только сегодняшних, но включить их в череду прошлых дней и через них, через их жизнь и судьбу постичь это прошлое. Именно поэтому Раневская у Т. Лавровой пусть не рассудком, не трезвой мыслью, но чувством понимает, что время таких, как она и ее брат, проходит. Понимает — и не цепляется жалко за уходящее, но только смотрит, как оно уплывает из рук. Все быстрей и быстрей, неизбежней. Вообразить, что это для Раневской легко, — немыслимо. Театр нас в этом и не убеждает: от сцены к сцене нарастает у героини Лавровой та тревога, то чувство безнадежности, которые заставят ее в конце третьего акта бессильно опуститься на пол и замереть в объятиях Ани. И Аню заставят в том же порыве броситься к матери. Аня — М. Неелова не осуждает Раневскую, не ставит ни ей, ни Гаеву в вину своего полного разорения. Практические расчеты не входят в ее соображения и не входят не потому, что Петя успел ей внушить новые мысли. Дело не только в Пете, в его рассуждениях о вине ее праздного класса; дело в ней самой, в ее собственных представлениях о разумной, честной, чистой жизни. Оттого ее прощание с прошлым так озарено надеждой. Неведение — вот что мы могли бы холодно сказать, но говорить так не хочется и не можется. Хочется разделить веру одной и снять хотя бы часть тяжести с души другой — у Нееловой и Лавровой удивительная способность вызывать сопереживание зала, заставить его откликнуться на правду чужой судьбы. Если вообразить, что, приступая к постановке, театр спрашивал себя, как бы он отнесся к предложению Лопахина о разделе вишневого сада на доходные участки, ответ прозвучал бы отрицательно. Правды за Лопахиным «Современник» не видит; силу видит — силу, которую не остановят ни нежность к Раневской, ни искреннее желание ей помочь. Прав театр в этом или неправ — вопрос другой, но последователен: за Лопахиным у него — пусть далеко отстоят, но в одном ряду — лакей Яша с его хамством и угодливостью, Дуняша с ее неумением понять что-либо, выходящее за пределы ее самой. Здесь чеховские краски доведены до максимальной плотности. В заключение несколько слов об А. Мягкове, хотя и В. Гафт в роли Фирса, и И. Кваша в роли Гаева заслуживают самого серьезного внимания. Но о Мягкове особо, ибо за последнее время Петя Трофимов не первая его роль, соединяющая высокий артистизм с проникновенным анализом. Анализом, учитывающим время и личные пристрастия художника. Этим стремлением отмечен и весь спектакль.
Н. Лордкипанидзе 12-12-1976 «Неделя» Вернуться к Вишневый сад (1976)- [О «Вишневом саде» в театре «Современник»], Анатолий Смелянский, Наши собеседники. Русская классическая драматургия на сцене сов. театра 70-х годов. М., 1981,
[1981]
- Печаль моя светла?, Алевтина Кузичева, Московская правда,
[21-06-1979]
- Когда все несчастны, Л. Финк, «Волжская коммуна» (Куйбышев),
[4-07-1978]
- На сцене Чехов и Шекспир, Евг. Аб, Ленинградская правда,
[28-04-1978]
- Бакинские гастроли. Встречи с классикой, В. Колмановский, «Бакинский рабочий» (Баку),
[2-10-1977]
- Время и личные пристрастия, Н. Лордкипанидзе, «Неделя»,
[12-12-1976]
- На пути к замыслу, Алевтина Кузичева, Московская правда,
[27-06-1976]
|