Из форумов | - МАРИНА, Анюта М (гость), 5 июля
|
| | |
Химическая формула «Вишневого сада»Галина Волчек держит ее в тайнеСреди большинства столичных театров, поспешивших удрать из московского лета на гастрольные каникулы, «Современник», как задержавшийся отличник, уже работает по программе следующего сезона. Примерно к середине июля Галина Волчек планирует завершить свой «Вишневый сад». Официальная премьера в сентябре. Те, кому повезет, возможно, дней через десять увидят домашние, «папо-мамовские» прогоны. Волчек насаждает уже пятый в своей жизни «Вишневый сад». Она ставила эту пьесу в Венгрии, Германии, Штатах, а 21 год назад — и в родном «Современнике». Грядущая премьера — не римейк, а совершенно новый спектакль. Волчек — женщина не ностальгического склада и безапелляционно заявляет, что «чистая ретруха» ее совершенно не волнует. Нужен «живой нерв». Нерв будет — это видно уже сейчас, на репетициях. «Современник» работает по-разному, но мертвечиной с его сцены не тянет никогда. Впрочем, умеренная ностальгия — тоже дело неплохое. Интересно хотя бы взглянуть на программку выпуска 1976 года. Иных уж нет, а те далече, но кое-что повторяется — то буквально, то на новом витке. Валентин Гафт опять играет Фирса. До натурального возраста своего персонажа он, конечно, и сейчас недотягивает, но грима, наверное, понадобится меньше… Игорь Кваша — опять Гаев, проевший состояние на леденцах… Вот Епиходов, «двадцать два несчастья», — напротив него в старой программке стоит скромное «К. А. Райкин». Еще никаких званий, только громкая фамилия. Сейчас Епиходова репетирует Авангард Леонтьев… Любовь Андреевну Раневскую играли, оказывается, в очередь Татьяна Лаврова и Анастасия Вертинская, а потом — Алиса Фрейндлих. Раневская нынешнего спектакля, Марина Неелова, была тогда Аней… От оформления семьдесят шестого года Волчек оставила только планировку: дверь, шкаф, колодец, скамейка. Модный в сегодняшней Москве театральный художник Павел Каплевич, хоть и выглядит несерьезным и легкомысленным, поскольку является на репетиции в шортах, на самом деле нашел для нового «Сада» принципиально новое решение. Вишневые деревья сделаны из абсолютно неведомого до сих пор материала, открытого Каплевичем в Швеции. Точное название этой странной разновидности пластика и ее химическую формулу «Современник» хранит в строжайшем секрете. Именно из-за особенностей материала основная возня предстоит со светом. Волчек уделяет ему львиную долю внимания. Начинает с реплик вполне лирических: «Давайте дадим только горизонт», «Нельзя ли убрать весь сад в туман»… Заканчивает констатацией: «Это не Вишневый сад, а индийское кино»… На репетициях выявляется обязательное противостояние творческой элиты и театрального пролетариата. Волчек выражает свои пожелания, а простой трудовой люд «Современника» терпеливо объясняет ей, почему исполнить желаемое никак невозможно. Впрочем, в театре знают, что всерьез перечить «ГБ» не стоит — за крепким словцом она в карман не полезет. На маленьком режиссерском столике — глубокая тарелка с окурками, зажигалка, пачка слабеньких «Слим лайн». Волчек смолит одну за другой, вперемежку с дымом кричит, ближе к середине репетиции уже только хрипит. В темноте мигают огонек сигареты и сотовый телефон… Раневская, как ей и положено, прибыла из Парижа. Из Парижа, как правило, приезжают ради бенефиса. Неелова, конечно же, будет в центре спектакля. Костюмы ей сшил Вячеслав Зайцев. Единственной из всего женского состава «Вишневого сада». Зайцев предпочел одеть мужчин, а туалеты героинь лишь нарисовать. В «Современнике» приятно удивлены, как много сил и нервов вложил знаменитый отечественный кутюрье в этот спектакль за весьма скромный, как говорят, гонорар. Кстати, «Сад»-76 тоже одевал Зайцев, но совсем по-другому. Актеры у Волчек разные: послушные, непонятливые, тихие, инициативные, строгие, заводные… Елена Яковлева (Варя) по ходу дела выдвигает толковые предложения. Не остепенившаяся во Франции Неелова любит похулиганить на сцене. Перекрывая общий хохот, Волчек из зала грохочет: «Хватит идиотничать!» Но добродушно — Неелова все-таки любимейшая из любимых… Предвещать тот или иной результат пока рано. Кажется, в «Вишневом саде» может состояться интересный дебют: выпускник Школы-студии МХАТ Александр Хованский играет «облезлого барина», вечного студента Петю Трофимова. Обликом чеховский революционер смахивает на молодого Дзержинского. Чрезвычайно важный для Волчек персонаж — Прохожий. Тот самый, который появляется сразу за звуком лопнувшей струны. Может быть, имеется в виду, что для вишневого сада прохожие опаснее лопахиных. Уже понятно, что этот «Сад» будет не бытовым и не конъюнктурным. Проводить прямые параллели между Лопахиным и новыми русскими Волчек не намерена. Так что в чем на сей раз проявится современность — посмотрим осенью. Елена Ямпольская 4-07-1997 Известия Вернуться к Вишневый сад- «Современник» открыл детский сад, Марина Райкина, Московский Комсомолец,
[12-10-2007]
- Парижане о «Современнике»: «Крутой маршрут» до Парижа доведет", Юрий Коваленко, Известия,
[18-09-2007]
- Фанни Ардан: «Я к вам приеду», Марина Райкина, МК,
[17-09-2007]
- Там, где Неелова любовь, Ксения Ларина, Театрал,
[16-01-2007]
- И жизнь, и слезы, и любовь, Марина Шикова, Вести,
[19-05-1998]
- Изрубили сад погубили душу, Любовь Лебедина, Труд,
[5-02-1998]
- Лопахинский топор сильнее любви, Ольга Фукс, Вечерняя Москва,
[12-01-1998]
- В Париж уедет ее тень, Юрий Фридштейн, Век, № 16,
[1998]
- Маленькие смерти натурализма, Майкл Фейнголд, Виллидж войс,
[11-11-1997]
- Режиссер, позволяющий Чехову оставаться современным, Мел Гассоу, Нью-Йорк Таймс,
[7-11-1997]
|