Марина НееловаОфициальный сайт
M
Из форумов
M

Питер Джеймс приходит в «Современник»

Сообщение о том, что комедию Шекспира «Двенадцатая ночь» на сцене театра «Современник» будет ставить соотечественник великого англичанина, не могло не привлечь внимания. 
Я шла на первую репетицию Питера Джеймса, зная о нем совсем немного. В качестве президента международной ассоциации «Молодежь и театр» он участвовал в мае 1973 года в конгрессе «Пути прогресса театра в современном обществе», проходившем в Москве. На конгрессе познакомился с главным режиссером театра «Современник» Галиной Волчек и был приглашен ею на постановку «Двенадцатой ночи».
?Был объявлен перерыв в репетиции. Нас познакомили. Питер Джеймс охотно рассказывает о себе.
Ему 34 года. Свою творческую биографию начал в Ливерпуле, где произвел эксперимент с битлами, обучив их сценическому действию. Эта удачная попытка принесла Джеймсу широкую известность в Англии. В 1971 году его приглашают в Лондон первым заместителем режиссера театра «Янг Вик». (В 60-е годы в Лондоне был организован Национальный театр, во главе которого стал Лоуренс Оливье. Национальный театр объединил несколько театров, в том числе «Олд Вик» и «Янг Вик» — К. В. ). В 1973 году на сцене «Олд Вик» Джеймс ставит «Двенадцатую ночь» Шекспира. Вскоре его приглашают в Австралию для постановки пьесы современного и очень модного на Западе драматурга Пинтера «Старые времена» на сцене Мельбурнского драматического театра.
Пинтеру, очень требовательному к постановкам своих пьес, вероятно, пришлась по душе творческая манера молодого режиссера, так как по возвращении из Австралии Джеймс получает заманчивое предложение Пинтера поставить его новую пьесу «Легкая боль» на сцене Королевского шекспировского театра на родине Шекспира в Стратфорде-он-Эйвоне.
В том же 1973 году Питер Джеймс получает приглашение лондонского «Шоу тиэтр». Проработав здесь всего лишь один сезон, он осуществил четыре постановки. Наиболее значительная из них —«Как важно быть серьезным» Оскара Уайльда.
 — Английский театр переживает сейчас тяжелый период, —рассказывает Джеймс. — Финансовая и репертуарная инфляция — бич современного театра Англии. Однако ему повезло…
С сентября 1974 года Питер Джеймс — главный режиссер Шеффилдского драматического театра. Труппа театра состоит из 40 человек, однако состав ее непостоянен, как непостоянны и режиссеры в нем. Вызывается это в первую очередь финансовыми затруднениями.
Из ближайших постановок театра Джеймс выделил две: пьесу А. Фьюгарта «Апартеид» о расовой дискриминации в Южной Африке (весь состав актеров — негры) и пьесу известного французского режиссера и драматурга Роже Планшона о преступном мире — «Чикаго-мама».
 — Ваш любимый драматург? — обращаюсь я к нему.
 — Проблемы театра XX века должны решаться автором XX века. Это, конечно, Пинтер! И, разумеется, Шекспир! Я очень люблю те его пьесы, которые перекликаются с нашим временем. Я не верю в театр-музей, мне чужды музейные постановки.
 — Каков, на ваш взгляд, профессиональный уровень труппы «Современника»?
 — Я считаю труппу сильной, а главное, судя по спектаклям, которые я видел, труппа монолитна, это ансамбль. Мне очень понравился спектакль по пьесе Рощина «Валентин и Валентина» — он в меру лиричен, очень непосредствен, а главное, правдив. 
 — С каким чувством вы приступили к работе?
 — С надеждой. С надеждой на успех. Мне очень хотелось бы услышать на моем спектакле смех в зрительном зале, хотелось бы, чтобы люди уходили из театра в хорошем настроении. Кстати, пьеса будет идти в новом переводе Давида Самойлова.
 — Кого из актеров вы привлекли к исполнению ролей?
 — Это была первая трудность, с которой я столкнулся. Труппа, повторяю, очень сильная, все хотели играть. И я, честно сказать, испугался: как из хорошего отобрать лучшее? Теперь все это позади. Исполнители названы. Виолу будет играть Марина Неёлова, Оливию — Анастасия Вертинская и Тамара Дегтярева, Орсино — Алексей Самойлов и Юрий Богатырев. В роли сэра Тоби зрители увидят Петра Щербакова, Мальволио — Олега Табакова.
…Это была первая репетиция. Впереди их немало — спектакль «Двенадцатая ночь» только в начале пути.

Кира Владина
28-03-1975
Советская культура

Вернуться к Двенадцатая ночь
Хэвенли — Марина Неелова
«Сладкоголосая птица юности»
Современник
©  Ирина Каледина
Copyright © 2002, Марина Неелова
E-mail: neelova@theatre.ru
Информация о сайте



Theatre.Ru