Марина НееловаОфициальный сайт
M
Из форумов
M

Знакомые имена. Марина Неелова

В одном из павильонов киностудии «Ленфильм» репетировали эпизод нового фильма. Предполагаемая исполнительница главной роли чувствовала, себя скованно, и когда репетиция закончилась, режиссер Надежда Кошеверова сказала: «Девочка хорошая, но еще очень и очень зеленая». Шла работа над фильмом «Старая, старая сказка». На роль принцессы пробовалась студентка Ленинградского института театра, музыки и кино Марина Неелова. Тогда в ее сознании сработала защитная реакция — переступить через страх, и, сделав внутреннее усилие, Марина ощутила свободу. (Потом это усилие не раз будет спасать ее в подобных критических ситуациях).
После кинодебюта Марины Нееловой минуло десять лет. За это время она сыграла около тридцати ролей в кино, на телевидении, в театре. Не все одинаково хорошо, некоторые просто неудачно. И все же сейчас нередко можно услышать: «Фильм с Нееловой» или «Спектакль с Нееловой». Это значит — надо идти смотреть.


Я встретилась с актрисой в гримерной театра «Современник», где она работает уже семь лет. В этот вечер давали «Двенадцатую ночь». До начала спектакля оставалось полтора часа. Что должна чувствовать сейчас актриса?
Марина Неелова: «Пока что я спокойна, но через какое-то время начну волноваться, потому что я испытываю страшное волнение каждый раз, перед любым спектаклем, это волнение перекрывает все, но снова возникает спасительная потребность преодолеть себя. И вдруг вот оно, то самое, то, что тебе сейчас нужно. С театром связаны самые сильные ощущения, которые я испытываю от работы, и ничто не может сравниться с тем, что переживает человек, стоя за кулисами перед выходом на сцену».
Я впервые увидела ее в фильме «Ждем тебя, парень» режиссера Р. Батырова. По-моему, об основных, определяющих ее индивидуальность актерских особенностях Марина Неелова заявила именно здесь.
В роли молоденькой девушки Люси она заставила зрителей думать о себе больше, чем даже о главном герое фильма. Что-то было в ее глазах, какая-то не свойственная этому возрасту, молодому лицу мудрость. Это были глаза человека… много испытавшего? Нет. Человека, которому много предстоит испытать. Уж слишком глубоко она смотрела, эта девочка, слишком остро чувствовала. В ней угадывался человек, в судьбе которого трагическое неизбежно.
Из тридцати ролей Нееловой я и хочу выбрать сейчас те, в которых по-разному проявился этот не столь часто встречающийся, но очень, на мой взгляд, интересный — в жизни и в искусстве — склад характера.
В фильме «Монолог» И. Авербаха героиня Нееловой Нина вполне соответствовала внешне представлению об уверенной в себе современной девчонке. Однако зритель шестым чувством угадывал: что-то ее ждет, тяжелое и сильное — то, что либо сломает, либо закалит. Откуда было это зрительское ощущение? Это секрет актрисы — ее личности, ее мастерства. Нине действительно выпала трагедия: полюбила человека намного старше себя, а он, может, и любил, да не пустил ее в свою жизнь. Банально? Может быть. Но разве менее трагично? А Нина, как и все героини Нееловой, чувствует обостренно, всеми нервными окончаниями. Гроза разразилась внезапно — внезапна была и реакция: страшный, потрясающий своим трагизмом плач!
Такая кардиограмма роли, с «крещендо» и внезапным мощным взрывом, впервые «разыгранная» актрисой в этом фильме, потом станет характерной для многих ее работ, более зрелых и богатых красками. Это проявится особенно ярко в театре.
Говоря о чисто актерских гранях своих ролей и о внутренней, человеческой их сути, Марина сказала: «Если можно это разделять». Я возразила — можно. Но вот пытаюсь вникнуть в суть ролей Нееловой и ловлю себя на том, что в них это действительно неделимо, переплетено.
Она, умеющая удивительно раскованно чувствовать себя в любой роли, буквально жить на сцене или экране, тем не менее восхищает не только правдой характера, но и искусством. Не только заставляет зрителя волноваться, размышлять, страдать вместе с героиней, но и доставляет ему истинное удовольствие искусством лицедейства в самом смысле этого слова!

А как выразительны ее руки! В фильме «Слово для защиты» она сыграла роль, в которой было очень мало действия. Героиня фильма Валя в основном рассказывала о себе, о том, как она совершила преступление, не простив любимому измены. Валя в тюрьме, прошлое ее трагично, будущее — почти безнадежно. Потухшие глаза, бесцветный голос. Ни в лице, ни в интонациях — никаких эмоций, хотя и то, что с ней было, и то, что ее ждет, — страшно! Как же она передает зрителю этот «нерв»? Зритель видит ее руки.
В спектакле театра «Современник» «Из записок Лопатина» Марина Неелова играет Нику. Я смотрела этот спектакль по телевидению, и на ее руки нельзя было не обратить внимания. 
Марина Неелова: «Сцену, когда Ника ждет Лопатина, для телевидения хотели снимать крупным планом, но я попросила сделать так, чтобы в кадре видны были руки, мне это было очень важно: руки могут подчас выразить больше, чем глаза, чем все лицо. Лицо может скрыть волнение, но руки обязательно проявят человека».
В СПЕКТАКЛЕ «Из записок Лопатина», на мой взгляд, полностью раскрылось умение Марины Нееловой в одном хотя бы эпизоде, во взгляде даже передать целую радугу мыслей и чувств. Когда ее лицо первый раз появляется на экране, зритель мгновенно чувствует жгучий интерес к этой женщине. Очень много скрывается и в плотно сжатых губах, и в жестких пальцах. Сразу видно: человек со сложным внутренним миром, и сейчас ему плохо.
Актриса подняла до высот символа эту роль — трагедию женщины, полюбившей человека, который отправляется на фронт, обнажила идею о том, как страшна вечная судьба воинов и тех беззащитных, кого они защищают, разная судьба, но - одна.
Буквально поразила меня роль школьницы Любы в спектакле «Фантазии Фарятьева». Эта самоуверенная, по-детски жестокая, ничем вроде бы не обделенная девочка с ее юношеским максимализмом по-своему несчастна. Оттого, что глуповата ее мать, оттого, что не сложилась жизнь у сестры, оттого, что судьба, оказывается, не ко всем справедлива и не все на свете устроено так, как хотелось бы. Другая бы все это спокойно принимала, а у Любы — слишком «тонкая кожа». Да и не могла бы она иной быть в исполнении Нееловой. Финальная сцена этого спектакля, где Люба объясняется в любви Фарятьеву, — одно из самых больших достижений актрисы. У нее прерывается голос, перехватывает дыхание: «Я люблю вас, как никто, никогда…» Глаза широко раскрываются, каждое слово — как прыжок в пропасть. «Ужасный ребенок» даже сам не верит, что это происходит с ним! Но наивные, банальные слова сейчас, на наших глазах, обретают величие. Происходит рождение прекрасного. Любви. Женщины. Искусства.
МАРИНА Неелова во всех спектаклях и фильмах играет любовь. Казалось бы, что здесь оригинального? Все актрисы играют любовь. Но так трагически, ярко, точно со многими оттенками и, не будем бояться патетики, трогательно — умеют немногие. Она играет красоту любви, необходимость ее для каждой женщины, правоту той, которая любит. 
Самая недавняя работа Марины Нееловой — Оля из нового спектакля театра «Современник» «Спешите делать добро». Девочка из глухого поселка, мало что понимающая в городской жизни, — как остро она чувствует, что происходит в людских сердцах! Как чутко ее собственное сердце!
«Я сейчас люблю ее больше всех, все время чувствую ее присутствие в себе»,- говорит актриса. Это замечательное ощущение. 
Откуда такое богатство актерских красок?
Марина Неелова: «Каждый день приносит нам что-то новое, что-то меняет, мы выходим из этого дня немного другими, этому помогают новые встречи, чьи-то глаза, слова, наблюдения за людьми и за своими собственными ощущениями. Они откладываются в подсознании, и потом ты находишь в них логику…
Очень помогает актеру режиссер, потому что актера можно сравнить с оркестром, который не может играть без дирижера. Это естественно и совсем не обидно для артиста. Я считаю, что вытянула счастливый билет, потому что работаю в театре „Современник“ с замечательными режиссерами Галиной Борисовной Волчек и Валерием Фокиным».

Скоро нам предстоит неожиданная встреча с Мариной Нееловой. В телевизионном фильме «Фантазии Фарятьева» она сыграла не Любу, а ее старшую сестру — Шуру. В сыгранном уже спектакле, но иная — совершенно иная роль! Какой ее сыграет Неелова? Скоро фильм выйдет на экран…

Е. Белостоцкая
16-03-1980
Труд

Фарятьев — Игорь Кваша
Любовь — Марина Неелова
«Фантазии Фарятьева»
Современник
Copyright © 2002, Марина Неелова
E-mail: neelova@theatre.ru
Информация о сайте



Theatre.Ru