Марина НееловаОфициальный сайт
M
Из форумов
M

Башмачкина

Марина Неелова примерила гоголевскую «Шинель»

Премьерой «Шинели» в постановке Валерия Фокина театр «Современник» открыл «Другую сцену», построенную по соседству с основной. Моноспектакль Марины Нееловой — копродукция «Современника» и руководимого Фокиным Центра им. Вс. Мейерхольда. Устройство «Другой сцены» напоминает именно эту площадку, назначение у них тоже сходное — это место театральных экспериментов. Хотя фокинскую «Шинель» вполне можно назвать и аттракционом.

«Другая сцена», спроектированная Евгением ACCOM (здание) и Александром Боровским (интерьеры и зрительный зал), выглядит эффектно снаружи и функционально изнутри. Торцы здания выполнены в стиле хай-тек — по словам руководителя «Современника» Галины Волчек, она увидела подобную конструкцию где-то в Европе и сказала архитектору, что хотела бы такую же. Но первоначальный макет показался ей похожим на «Рамстор», и в итоге фасад, выходящий на Чистопрудный бульвар, решено было сделать в виде театрального занавеса с прорезанным входом. В фойе одну из стен занимают два больших экрана, на которых публика может видеть, например, свои припаркованные около входа автомобили. Сценическая площадка, как и в Центре им. Мейерхольда (где Александр Боровский работает главным художником), представляет собой зал-трансформер и позволяет менять конфигурацию игрового пространства и количество зрительских мест (максимум 350) в зависимости от постановочных задач. Здание по замыслу Галины Волчек построено «для смелых экспериментов и даже, возможно, громких провалов», но, постольку стоимость строительства составила $4, 5 млн, «Другая сцена» не может в ближайшем будущем окупиться за счет театральных новаций и, вероятно, будет время от времени сдаваться в аренду. Что касается названия, то Галина Волчек объяснила, что, когда начиналась история «Современника», его создатели чувствовали себя «другими» по отношению к предыдущему поколению, а теперь пришли новые «другие» и эта сцена — для них. Первым из «других» будет Кирилл Серебренников, уже работавший, впрочем, в «Современнике» («Сладкоголосая птица юности» с Мариной Нееловой). Он поставит на новой площадке «Голую пионерку» по роману Михаила Кононова; пионерку сыграет Чулпан Хаматова. В планах более отдаленных — постановка Андрея Жолдака «Вся жизнь впереди» по роману Эмиля Ажара (Ромена Гари). В экранизации этой книги играла Симона Синьоре, а в «Современнике» на сцену планирует выйти сама Галина Волчек.
Но в первые дни работы «Другая сцена» целиком принадлежит Марине Нееловой в роли Акакия Акакиевича Башмачкина. Она играет на пустой площадке с полупрозрачным задником, на который красиво спроецирован снежный пух. Кроме Нееловой-Башмачкина на площадке есть двухметровая шинель, умеющая самостоятельно двигаться, принимать Акакия Акакиевича в свои недра и радушно раскрывать ему объятия. Ближе к финалу на заднике-экране происходит теневая вакханалия, изображающая, соответственно, тот драматический момент, когда бедного Башмачкина раздевают на улице и он лишается своей новой шинели. Такие вещи Валерий Фокин умеет придумывать превосходно, но назвать «Шинель» аттракционом хочется по другой причине.
Главный фокус спектакля, разумеется, не в живой шинели, а в том, как хрестоматийного маленького человека русской литературы играет большая актриса. Конечно, при взгляде на Неелову в этом кургузом сюртучишке и немыслимом соломенном парике зритель просто обязан испытать шок. Но мало того — у Нееловой почти нет текста: своего Башмачкина она играет на одной только крабьей пластике, бессвязном бормотании и совершенно удивительной мимике. Больше всего этот Акакий Акакиевич похож, пожалуй, на того Башмачкина, который живет на экране так и не законченной мультипликационной «Шинели» Юрия Норштейна. Существо на «Другой сцене» «Современника» —жалкое и жуткое, как Горлум из «Властелина колец», и вместе с тем трогательное, как Ежик в тумане. В фотослужбе «Ведомостей», например, долго не могли поверить, что на присланных в редакцию снимках — Марина Неелова. Но это, честное слово, она.

Олег Зинцов
6-10-2004
Ведомости

Анфиса — Марина Неелова
«Анфиса (1991)»
Современник
Copyright © 2002, Марина Неелова
E-mail: neelova@theatre.ru
Информация о сайте



Theatre.Ru