Из форумов | - МАРИНА, Анюта М (гость), 5 июля
|
| | |
Башмачкин женского родаВчера в «Современнике» на новой площадке «Другая сцена» родился театральный шедеврВ спектакле Валерия Фокина у Марины Нееловой две шинели: старая и новая, вернее не у нее, а у Акакия Акакиевича. «Но при чем здесь знаменитая актриса?» — спросите вы. Ведь, насколько известно, Башмачкин — мужского рода, а Неелова — прекрасная женщина. Вот это и есть самое удивительное в постановке Фокина. В течение часа загримированная до неузнаваемости Неелова с какими-то перышками на голове вместо волос и трясущимися старческими руками не просто изображает плюгавенького маленького человечка, а проживает целую жизнь затюканного обстоятельствами петербургского чиновника в страшном городе теней и оборотней. Этот Башмачкин и сам не знает, зачем появился на свет, ему бы только тихо просуществовать в своей норе, состоящей из той самой старой шинели, которая вдруг стала разваливаться… В начале спектакля «фитюлька» Башмачкин выползает из огромного «кокона» шинели-шалаша и начинает на полусогнутых, рахитических ножках описывать круги по пустой сцене. Голос у него задушенный, писклявый, как у кастрата, прищемленного дверью, а постоянно моргающие глазки — словно у божьего одуванчика. Полтораста рублей за новую шинель приводят его в неописуемый ужас, и он лихорадочно думает, где их взять, решая в конце концов отказаться от всего: еды, белья, свечей. Когда же на сцене появляется новая, огромная шинель, которая сама движется, — Башмачкин не верит своему счастью. Он не достоин этого «богатства», к нему надо привыкнуть, встать на цыпочки. Все это делается актрисой настолько подробно и так естественно, что, кажется, не режиссер ею руководил, а сам Гоголь с его любовью к обиженному судьбой человечку, давно утратившему и пол, и достоинство. Горло перехватывает от сострадания к ограбленному Башмачкину, когда он сиротливо жмется к прозрачной стене, за которой кружится белый снег и пляшут черные тени. Валерий Фокин в моноспектакле Марины Нееловой доказал всем, что при минимуме выразительных средств и точно отобранных деталях можно создать практически из ничего нечто грандиозное, чему позавидуют коллеги, не понимая, из какого «сора» родилось это театральное чудо. Любовь Лебедина 6-10-2004 Труд |