Из форумов | - МАРИНА, Анюта М (гость), 5 июля
|
| | |
Влюбленный (Отрывок из книжки)Готовясь к «Врагам» (по Горькому), я собрал прекрасную актерскую команду: Иннокентия Смоктуновского, Николая Гриценко, Николая Трофимова, Елену Соловей, Марину Неелову, пригласил также и своих любимых литовцев Юозаса Будрайтиса и Регимантаса Адомайтиса. Зачем мне это было надо? Горький да еще «Враги»! С одной устаревшей пьесы я перекинулся на другую. Сценариев, что ли, не было? Были сценарии, и много. Да все не о том. А во «Врагах» затрагивалась тема самоубийства, которая меня волновала. Кроме того, современная бытовая история вряд ли дала бы мне возможность собрать такое созвездие талантов. Пьеса Горького говорила сама за себя, и артисты охотно на нее шли. Вера, кстати, тоже. И, наконец, я считал работу над Горьким своим профессиональным экзаменом. Надо было переложить сугубо театральную структуру повествования в визуальную, кинематографическую. Это здорово — работать со звездами. Но это еще и головная боль. От режиссера, помимо его художественного таланта, требуются и дипломатические способности. Талант политика. Когда-то Иннокентий Смоктуновский мечтал сыграть Каренина в «Анне Карениной», но утвердили не его, а Николая Гриценко. Смоктуновский тем не менее наведывался на съемочную площадку и поучал Гриценко, как надо играть. Гриценко выдворил Смоктуновского из павильона, и десять лет (с 1967 года) они не разговаривали. И вот «Враги». Вызвали наших знаменитостей на съемку. Не смотрят друг на друга. Гриценко красный как рак. Смоктуновский в дурном расположении духа. А тут еще Саша (Александр Княжинский, главный оператор) заявляет мне, что сначала придется снимать Гриценко и лишь потом, не раньше чем через два-три часа, Смоктуновского. Я чуть не упал со стула. В кои-то веки бывшие враги получают реальный шанс к примирению, а мы, убрав одного с площадки, подливаем масла в огонь. Ведь Смоктуновский определенно разозлится. — Сделаем небольшой перерыв! — решаю я. — Гримеры! Поправьте актерам грим. Подхожу сначала к Гриценко и говорю: — Николай Олимпиевич! Начнем с вас. — Хорошо. Я готов. — Вообще-то по свету надо бы начать со Смоктуновского, — вру я.- Но он уступает первенство вам. Сказал, что вы великий артист и заслуживаете быть первым. — Спасибо и на том, — бурчит Гриценко. Но вижу — взгляд потеплел. Подхожу к Смоктуновскому. — Иннокентий Михайлович,- говорю,- Гриценко вам отдает пальму первенства. — Как это? — По свету нам было бы выгодней начать с Гриценко, но он уступает вам. Говорит, что нехорошо заставлять такого артиста, как Смоктуновский, ждать. — Да? А сам будет сидеть и ждать? Мне как-то неловко… — Я понимаю…- говорю я, а сам думаю: «Ну, что ж, лед тронулся!» Сговорившись с оператором, сажаю Смоктуновского и Гриценко друг подле друга и снимаю кусочек, которого в сценарии не было. Да и в фильме не будет. Просто я решил потратить пятнадцать минут и немного пленки, чтобы разрядить обстановку. Сняли никому не нужный кадр. Артисты улыбаются. Обменялись парой слов. — Теперь перейдем к укрупнениям,- говорю я.- С кого начнем? — Можете с него,- благодушно соглашается Гриценко. — Нет. С него,- говорит Смоктуновский. Я взглянул на Княжинского: — Решай ты. Актерам все равно. Конечно, все давно уже было решено. Но я разыграл целую шахматную комбинацию, чтобы не обидеть артистов и не задеть их самолюбие. С тех пор Смоктуновский и Гриценко стали здороваться. Вообще за Иннокентием Михайловичем водился такой грешок — советовать партнерам, как играть. Он это делал от чистого сердца, не имея в виду кого-либо обидеть. Да только сбивал артистов с толку. Я говорю актрисе: — Ты выбегаешь из дома — веселая и жизнерадостная. И вдруг видишь — лежит в траве твой дядя. Ты напугана: не умер ли? Смоктуновский тут же подходит к актрисе и говорит: — Идешь грустная, задумчивая. Увидишь дядю, начинай смеяться. — Иннокентий Михайлович! — говорю я. — Что? — по-детски простодушно спрашивает он.- Не то? Не так? — Все так, но…- Я отвожу его в сторону и начинаю хитрить: — Вы думаете, все такие гениальные артисты, как вы? Любое ваше предложение уникально, но не все ведь Смоктуновские. Приходится упрощать… — Ну, вам видней, Родион, вам видней… Смоктуновский отходит легко, без обиды, даже с чувством некоторого удовлетворения. А обижаются актеры часто. Я помню, приступили мы к съемкам сцены суда. Сняли общие планы с массовкой. — А теперь снимаем крупный план Будрайтиса,- объявляю я. — Какой из них? — спрашивает Будрайтис. — Как какой? — не понимаю я.- Твой монолог. Один кадр. Вижу, Будрайтис помрачнел. Подхожу, спрашиваю: — В чем дело, Юозас? — Ничего… — Но я же вижу. — В сценарии у меня целых три крупных плана.- Он протягивает мне страницу из режиссерского сценария, в котором его монолог перебивается планами слушающих. — Да, три, но снимать-то надо на одном дыхании,- объясняю я,- одним кадром. Будрайтис упрямится: — А в сценарии написано «крупный», потом «крупнее», а потом «совсем крупно». Я решаю уважить актера. Снимаю одним куском, как хотел. Затем снимаю то же самое, но более крупно. И - еще крупнее. Будрайтис в высшей степени удовлетворен, играет с таким огромным подъемом, что мне становится смешно: какие актеры все же дети! Родион Нахапетов 02-1999 «Октябрь», N2 |