Марина НееловаОфициальный сайт
M
Из форумов
M

«Азазель»

«В понедельник 13 мая 1876 года в третьем часу пополудни, в день по-весеннему свежий и по-летнему теплый, в Александровском саду, на глазах у многочисленных свидетелей, случилось безобразное, ни в какие рамки не укладывающееся происшествие. ..
По аллеям, среди цветущих кустов сирени и пылающих алыми тюльпанами клумб прогуливалась нарядная публика — дамы под кружевными (чтоб избежать веснушек) зонтиками, бонны с детьми в матросских костюмчиках, скучающего вида молодые люди в модных шевиотовых сюртуках либо в коротких на английский манер пиджаках. Ничто не предвещало неприятностей…»
Этими словами начинается роман культового писателя современности Бориса Акунина (Григория Чхартишвили). Действие происходит в 1876 году в Москве. Главный герой — Эраст Петрович Фандорин, чиновник 14 класса, служит письмоводителем в Сыскном управлении и мечтает стать великим сыщиком. Неожиданно ему предоставляется такая возможность. В Александровском саду, на глазах у изумленной публики застрелился студент Московского университета и единственный наследник миллионного состояния своего отца Петр Кокорин. 
Фандорина посылают в Городскую часть справиться о подробностях происшествия. Взявшись за дело, юный сыщик обнаруживает странную предсмертную записку, а затем и завещание Кокорина. В нем застрелившийся студент отписывает все свое состояние баронессе Эстер на нужды образования и воспитания сирот, а душеприказчиком назначает некоего Ахтырцева. Заинтересовавшись этим странным делом, Фандорин начинает самостоятельное расследование. Теперь ему предстоит раскрыть тайну целой череды самоубийств членов группы «Азазель»?
Александр Адабашьян: «Участвовать в этом проекте мне предложил Константин Эрнст. Он позвонил и высказал свою идею по поводу экранизации Акунина. Мы договорились, что я должен дать ответ, какое именно произведение. Я прочитал все книжки Акунина. Мне понравился „Азазель“, поскольку, на мой взгляд, там сильная драматургия, есть развитие характера главного героя: в начале романа Фандорин мальчишка, а в конце — переживший драму человек, у него уже седые виски. Роман написан хорошим языком, там интересные персонажи, все они, если так можно выразиться, дальние родственники героев литературных произведений XIX века.
Сценарий по контракту должен был писать сам Акунин. Кстати, кандидатура режиссера тоже с ним обсуждалась, как и утверждение актеров. Прочитав первую версию сценария, я подписал контракт и началась работа над фильмом.
Во время работы над сценарием мы кое-что обсуждали с Акуниным. Я просил его развить отдельные линии, где-то что-то изменить. Если он на чем-то настаивал, мы вместе приходили к компромиссному варианту. В общем, нормальный творческий процесс.»

О съемках

Фильм «Азазель» снимался в Чехии и России. В Праге, где снимался «английский» эпизод расследования Фандорина, съемочная группа пробыла две недели. Большая часть съемок проходила в Москве. Так как действие фильма происходит в XIX веке, съемки велись в местах, сохранивших дух той эпохи. Например, на Школьной улице, в районе Московского Университета и Новодевичьего монастыря, на некоторых московских бульварах, а также в Доме ученых и Доме железнодорожников на Басманной.
Часть съемок проходила на студии «Мосфильм». Например, в одном из павильонов студии был выстроен комплекс декораций, где, помимо комнат, залов и кабинетов, была воссоздана самая настоящая улица — с каменными домами с одной стороны и садами за деревянным забором — с другой. Весь съемочный период фильма «Азазель» длился 53 дня.
Режиссер Александр Адабашьян вместе с художником-постановщиком создали картины воображаемой Москвы XIX века: «Мы не занимались реконструкцией XIX века. Ведь все, что мы знаем о нем, — это впечатления от музыки, живописи и литературы».
По словам режиссера Александра Адабашьяна, создатели фильма не стремились к тому, чтобы мир «Азазель» выглядел реальным: «Во многих решениях мы были обдуманно, принципиально не точны».
В фильме «Азазель» дебютировал в качестве киноактера известный драматург и режиссер Евгений Гришковец. Идея снять в фильме Гришковца принадлежала Акунину. Адабашьян познакомился с Гришковцом на его спектакле: «Я зашел к нему за кулисы, и он сказал, что ничего не понимает в кино, никогда там не работал, но ему было бы очень интересно поучаствовать. Я сказал, что никаких больших ролей в фильме „Азазель“ нет, но есть небольшая роль Акимаса, главного убийцы. Он согласился».

Саундтрек к телефильму «Азазель»

Саундтрек «Азазель» — это не просто музыкальный материал из фильма, а самостоятельный проект. Впервые в музыкальной индустрии России выпускается альбом, на котором самые популярные современные рок-музыканты исполняют романсы XIX века.
Поскольку действие романа об Эрасте Фандорине, положенного в основу фильма, происходит в 70-е годы XIX столетия, музыка должна была не только создавать настроение, но и привнести в картину аромат, стилистику, специфическое обаяние и настроение эпохи. Такой музыкой, по мнению писателя, и должен стать классический городской романс того времени.
Для того, чтобы романс не выглядел архаикой, а задышал как живой, его решили отдать на откуп не камерным певцам, а современным рок-звездам. Отбор музыкального материала превратился в чрезвычайно увлекательный, но долгий, кропотливый и сложный процесс. Было сразу решено, что в саундтрек должны войти не стилизации, а оригинальные романсы XIX столетия, естественно и тонко отражающие дух времени.
Все ведущие российские рок-музыканты были поставлены в известность о зарождающемся проекте, и его участники снова вступили в полосу метаний, сомнений и прочих творческих проблем. Настала пора распределения треков между исполнителями.
Одним из первых свой выбор сделал легендарный рок-музыкант, лидер группы «ДДТ» Юрий Шевчук. Его выбор пал на знаменитый трагический романс «Гори, гори, моя звезда», настроение и интонация которого оказались очень близки творческой индивидуальности музыканта.
Максим Покровский, лидер группы «Ногу Свело!» признался, что он в вопросе выбора романса пошел по пути медитации: «Я ждал, пока один из романсов сам не зазвучит у меня в голове. Это самый верный критерий!» В результате в голове у Покровского «зазвучал» романс Варламова «На заре ты ее не буди».
Дольше других не мог определиться с выбором лидер группы «ЧайФ» Владимир Шахрин. Он колебался между романсами «Вы мной играете» и знаменитым «Караваном» («Мы странно встретились?»). В конце концов Шахрин решил спеть оба романса. Работая в студии, он, по собственному признанию, испытывал огромное волнение: «Романс — очень сложный жанр, я не записывал в жизни ничего подобного!» Свое решение сделать запись в одиночестве, без товарищей по группе, Шахрин объясняет камерностью жанра.
Группа «Ночные Снайперы» исполнит романс «У церкви стояла карета». А Юля Чичерина споет лирический романс «В лунном сиянье». «Нам дали послушать несколько романсов ХIХ века, — рассказывает она. — Мы выбирали-выбирали и пришли к выводу, что всякие „динь-дини“ больше всего нам подходят. Было ещё несколько композиций, которые запали в душу, но эта нам показалась какой-то особенной. А потом, нам всегда хотелось спеть что-нибудь? народное».
Также в саундтрек «Азазель», который выпускает компания Real Records, войдут произведения Бориса Гребенщикова, группы «Мумий Тролль», Гарика Сукачева и других исполнителей.

«Азазель» — наш ответ Шерлоку Холмсу

«Азазель» — самый смелый телевизионный кинопроект последних лет. Не исключено, что в скором времени появится еще несколько телевизионных и киношных Фандориных, однако ОРТ первым отважилось экранизировать культового писателя Бориса Акунина.
Замечательная съемочная группа — своеобразный гарант качества будущей кинопродукции. Сценарий писал сам автор — Борис Акунин, а в качестве оператора-постановщика режиссер Александр Адабашьян пригласил знаменитого Павла Лебешева, среди многочисленных работ которого такие фильмы, как «Белорусский вокзал», «Раба любви», «Асса», «Сибирский цирюльник» и другие. 
Поставив перед собой задачу воспроизвести на экране Москву XIX века, создатели фильма превосходно с этим справились. Дорогие костюмы, роскошные декорации, блистательный ансамбль актеров. Ну и, конечно, неподражаемый главный герой — Эраст Петрович Фандорин, который теперь, похоже, по популярности не уступает другому сыщику — Шерлоку Холмсу.

03-2002
NetTV. Ru — Телевидение в Интернете

Марина Неелова
Copyright © 2002, Марина Неелова
E-mail: neelova@theatre.ru
Информация о сайте



Theatre.Ru