Из форумов | - МАРИНА, Анюта М (гость), 5 июля
|
| | |
Две королевыЭтот спектакль для труппы Галины Волчек необычен. Уже само название «Играем? Шиллера» (вместо оригинального «Мария Стюарт») не в традициях «Современника»: здесь не любят просто так вмешиваться в названия, данные авторами. Возможно, перемена названия вызвана нежеланием склоняться в чью-то сторону. Ведь в этом спектакле обе роли — главные.
В прессе уже всячески обыграна идея о том, что «двух королев играют две королевы». Но это действительно так: Марина Неелова (Елизавета) и Елена Яковлева (Мария Стюарт) абсолютно равновелики. Кстати, обе актрисы получили за свои роли в этом спектакле Государственную премию России за 2001 год. Более того, эти актрисы равновелики режиссеру — представителю знаменитого литовского театрального метафоризма Римасу Туминасу. Его строгая, даже жесткая режиссура оказалась, вполне переносима на современниковскую почву, где и режиссерский, и актерский стиль вообще-то совсем другой. Конфликт Елизаветы и Марии в этом спектакле замешан на столкновении не столько государственных, сколько женских интересов: ревности, зависти, соперничестве. Две королевы, народу у которых были написаны счастье и процветание, оказались самыми несчастными женщинами, порабощенными властью. И это несчастье их сближает, делает почти сестрами. Неслучайно они даже внешне очень похожи: обе в длинных пальто, коротко подстриженные. Туминас разыграл классический шиллеровский сюжет как историю двух незаурядных женщин, рядом с которыми все без исключения мужчины мелки, суетны и эгоцентричны. Обе королевы для них — всего лишь орудие для достижения своих амбициозных целей. Спектакль «Играем? Шиллера» соткан из натуральных природных материалов. На сцене горят свечи, льется вода; в углу лежит охапка сена. В списке реквизита — земля, булыжник и песок. Природной гармонии противопоставлен хаос человеческих отношений. Этот спектакль затягивает зрителя в свою мрачную вязкую атмосферу — ты и хотел бы отмахнуться от нее, да не можешь. Спектакль очень физиологичен. В сцене заседания Государственного совета шут королевы вытаскивает из своего кармана крысу, убивает ее камнем, затем целует и обтирает ею ботинок государственного мужа. В другой сцене, когда графу Лестеру передают письмо от заточенной в темницу Марии Стюарт, гонец спускает штаны, встает на четвереньки, стискивает зубы, и Лестер вытаскивает из его ануса пергамент. Тот, кто относится к искусству лишь как к способу приятно провести время, увидит во всем этом дикую какофонию. Но тот, кто не побоится принять вызов театра, услышит в спектакле музыку. Страшную и гениальную. Спектакль идет более трех часов. Следовать нынешней моде — полтора часа без антракта — коллектив Галины Волчек не собирается. В этом смысле «Современник» совсем не современен,
Марина Неёлова новый этап Критики утверждают, что в спектакле «Играем? Шиллера» состоялось второе рождение актрисы Нееловой. Много лет она, прима «Современника», любимая актриса и альтер эго Галины Волчек, не выходила на сцену. Неелова вышла замуж за дипломата и уехала жить в Париж. Вместе с ней ушла целая эпоха российского театра — эпоха женщин-подростков с неизменной нееловской челкой и огромными, полными слез детскими глазами, Как Брижитт Бардо совершила когда-то революцию в мировом кино, так и СССР несколько десятилетий жил под обаянием Нееловой — под нее стриглись, ее копировали, а главные режиссеры сбивались с ног в поисках своей Нееловой. Возвращение из Парижа стало для нее этапом. Неелова сыграла Раневскую в чеховском «Вишневом саде», а затем взошла на следующую ступень успеха — к Шиллеру, к королеве Елизавете. Актриса играет страстно, мощно, не боясь показаться некрасивой или нелепой. Финальный монолог Елизаветы — Нееловой всегда звучит в гробовой тишине. И даже когда кончаются слова и слышен скрип пера по бумаге. И даже, когда слышаться первые такты финальной музыки. И даже, когда в зале зажигается свет. Эта тишина дорогого стоит?
Елена Яковлева лучшая роль Невероятные сложности, которые приходилось испытывать этой актрисе во время съемок сериала «Каменская», когда Яковлева по шесть ночей в неделю проводила в поезде Минск — Москва и обратно, — ничто по сравнению с теми душевными затратами, без которых невозможна была бы ее роль Марии Стюарт. Ее героиня — это страсть, путаница, лихорадка, потоки воды и рыжие кудри, которые на самом деле оказываются париком, стыдливо прикрывающим стриженую голову арестантки. Режиссер толкает актрису на подвиг: всенародная любимица приносит свою красоту в жертву режиссерскому замыслу. Елена Яковлева убедила всех скептиков, что роль Марии Стюарт — ее, может быть, лучшая роль. Во всяком случае, самая неожиданная.
«Все из-за привидений» Римас Туминас о замысле спектакля: — Как-то я был в Англии и увидел кроватку Марии Стюарт в замке, в котором она была под домашним арестом. Маленькая кроватка, потому что раньше люди полусидя спали — так было принято. Маленькая кровать — что-то близкое, родное. Перечитал Шиллера. Я жанр обозначил как лежачий романтизм. Все хотят чего-то — вернее, в мечтах хотели бы, но устали либо измотались. И вот все в кальсонах, Елизавета между ними сидит на полу, камешки перебирает и укладывает. Тревога есть в замке. Нигде, кроме Англии, нет привидений. Все из-за них. Все несчастья из-за них происходят. Замок проклят. Проклятость эта — и в мужчинах, и в женщинах?
Елена Власова 27-06-2003 Суббота |