Из форумов | - МАРИНА, Анюта М (гость), 5 июля
|
| | |
Новые песни о главномВ «Современнике» состоялась премьера «Сладкоголосой птицы юности»Кирилл Серебренников принес в «Современник» дух времени. Молодой режиссер, успевший удивить Москву двумя своими спектаклями — «Пластилин» и «Откровенные полароидные снимки» — по-настоящему заинтриговал Галину Волчек и Марину Неелову, рискнувших пригласить его на постановку, и тем самым открыл в «Современнике» эпоху «бури и натиска» молодой режиссуры: прямо вослед Уильямсу свой спектакль по пьесе Биляны Срблянович выпускает молодая Нина Чусова «Дух времени» по Серебренникову — это, прежде всего пристрастие к табуированным темам. Он отказался от старого, приглаженного перевода Виталия Вульфа и с помощью темной, шаманствующей музы Нины Садур создал собственную сценическую версию пьесы Уильямса. В ней история страсти стареющей голливудской дивы — принцессы Космонополис (Марина Неелова) и молодого красавца Чанса Уэйна (его играет молодой красавец Юрий Колокольников) откровенно приправлена наркотиками и пороками. Марина Неелова — холодная дива русского театра — обнаруживает в этой роли свое оборотное «я»: лирическая тема одиночества аранжирована здесь резко и эксцентрично, боль разодета в античные маски. Античные мотивы вообще оказались существенными для режиссера и его постоянного соавтора художника Николая Симонова. Черный шаманский бубен-солнце, знак страшной судьбы, преследующей героев, висит в центре сцены, скрывая и открывая свои жертвы. То и дело в действие вторгаются и истово камлают любимые Ниной Садур старухи-ведьмы. Изобретательный Серебренников осуществляет с ними настоящий эстетский демарш — актрисы «Современника» завывают и интонируют со смелостью футуристических забав начала прошлого века. Эти старухи-эринии с седыми всклокоченными волосами — инфернальные лики неосуществленной юности. Серебренников, подобно музыканту, обнаруживает и аранжирует важные для Уильямса темы в сугубо эстетском, символическом плане. Неосуществленные дары юности — убитая, «выскобленная» любовь — превращаются в мумии. Почти блоковская тема возмездия, неисполненной юности сыграна Нееловой с холодной решимостью. Она играет сразу двух персонажей — нынешнюю и бывшую возлюбленную Чанса, кинодиву и провинциальную вения: «Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою». Возможно, именно об этом поют сладкоголосые птицы юности в новом спектакле «Современника».
Алена Карась 9-12-2002 Российская газета |