Марина НееловаОфициальный сайт
M
Из форумов
M

Что за словом?

Когда-то это была, по-видимому, шумная студенческая компания. Часто собирались у кого-нибудь дома, играли на гитаре, читали стихи, спорили. О чем спорили, отчаянно жестикулируя, теперь никто из них уже на помнит. Да и не сразу они узнают себя на любительской кинопленке, сохранившейся с той поры. А узнав, пожимают плечами: неужели такими мы были?.. Сейчас им под тридцать. Серьезнее стали, преуспели на работе, семьями обзавелись или накануне этого. Встречаются изредка — на дне рождения чьего-нибудь чада, где, спровадив юбиляра в кроватку, вяло острят, пока на приходит час искать такси. В один из таких вечеров посмотрели они на себя прежних и чуть-чуть загрустили, не понимая отчего. Вспомнили самого шумного в давней компании. Пожалели, что он незаметно отошел от них и исчез с горизонта. В их тоне, прислушаться, сквозит предположение: наверное, неудачник. А они?.. У них все идет, как надо. Умные, ироничные, дельные. Очень современные люди. Не сухари, упаси бог! Не оголтелые рационалисты. Просто утратили юношеский пыл.
В фильме «Слово для защиты» («Мосфильм», сценарий А. Миндадзе, режиссер В. Абдрашитов) эпизод с любительской лентой — ключевой, хотя никакой сюжетной функции он на несет. Он даже как будто случайно вкрался в картину о «женщине-адвокате, восстанавливающей справедливость на судебном процессе» (так аннотирован новый фильм на многочисленных рекламных щитах). И тем не менее без этого эпизода масштаб у картины был бы иной. Перед нами была бы судебная история как таковая — драматичная, но исключительная. У авторов же расчет был иной: от судебного дела, как от камня, брошенного в стоячую воду, расходятся круги, и последний задевает по касательной нас с вами и наших друзей.
История, от которой берет начало это центробежное движение, простая и страшная в своей простоте. Девушка с почты, Валентина Костина (М. Неелова), обвиняется в покушении на убийство. Мотив ее поступка — не ревность, нет; и не обида, что тот, кого она горячо любила («Виталиком» будет называть его Валентина до самого финала, «потерпевшим Федяевым» нарекут его в суде), ради кого жертвовала, чем только могла, ушел к другой. Такое она снесла бы. И, любя, оправдала бы своего Виталика: что ж, надоела, бывает… Но вот предательство, элементарное, неприкрыто-расчетливое — этого она ужа вынести не смогла. Когда Виталик уснул, выложив перед тем ей начистоту свои радужные планы и подленькие опасения, она включила газ — приговорила его и себя заодно.
Позже мы увидим в лицо «потерпевшего Федяева» (С. Любшин). Молодого, симпатичного, улыбчивого, смущающегося на больше, чем требует неловкая ситуация. Он приходит в дом к адвокату Ирине Межниковой (Г. Яцкина), которая ведет дело Валентины, и первое, что срывается с его уст: «….Знаете, я рад, что попал к сверстникам, так сказать, к своему поколению. Нам легче понять друг друга…». Федяев, оказывается, живет а полной уверенности, что он, экономист по специальности и прагматик по душевному устройству, — типичный представитель своего поколения. Он, а не Валентина с ее душевной самоотдачей и взыскующей любовью. В другую их встречу, когда Ирина Межникова в обход правил сама навестит не явившегося на суд Федяева, он скажет о Валентине куда как категорично: «…Вальке надо была родиться в прошлом веке. Она ведь оттуда, у нее все на полную катушку? В душе все кипит? а у меня, видите, нормальная температура?».
Федяева, каким он выведен в фильме, нетрудно пригвоздить к позорному столбу — цинизм его жизненной философии очевиден и подкреплен соответственными поступками. Но ведь авторы озабочены другим. Не один Федяев на свете с «нормальной температурой», и в его обмолвке о «сверстниках», право, что-то все же есть. Потому и оглядывается вокруг себя молодой адвокат Ирина Межникова, ровесница подзащитной, и невольно сопоставляет ее жизнь с собственной, ее душевный порыв со своим и своих друзей покоем. Так «не главный» эпизод с любительской кинолентой, которую Ирина смотрит в гостях вместе с женихом своим, Русланом (О. Янковский), обретает важное значение. Это кульминация совершающейся в сознании «благополучной»" женщины критической переоценки настоящей ее жизни и планировавшейся. Да, на суде Ирина Межникова, как обещают зрителям рекламные щиты, добивается справедливости: Валентину приговаривают условно и освобождают из-под стражи. Но обе они с их восторжествовавшим максимализмом пока не знают, куда и с чем им дальше плыть. Где гореть?
Умному, написанному в интонации прозаически-будничной, негромкой, сценарию Александра Миндадзе, который только начинает свой путь в кинодраматургии, под стать строгая стилистическая манера Вадима Абдрашитова, дебютанта в кинорежиссуре, и филигранные актерские работы Марины Неёловой, Станислава Любшина, Олега Янковского. Игра Галины Яцкиной несколько суше, функциональнее, но туг просчет скорее драматургический, чем исполнительский. При всех неровностях эта картина талантливая и зрелая.

А. Трошин
15-04-1977
Литературная Россия

Принцесса Космонополис — Марина Неелова
Чанс Уэйн — Юрий Колокольников
«Сладкоголосая птица юности»
Современник
©  Ирина Каледина
Copyright © 2002, Марина Неелова
E-mail: neelova@theatre.ru
Информация о сайте



Theatre.Ru