Из форумов | - МАРИНА, Анюта М (гость), 5 июля
|
| | |
Играем… Шиллера!Режиссер Римас Туминас. Театр «Современник». МоскваВероятно, привезенный два года назад на чеховский фестиваль лермонтовский «Маскарад», который один из любимейших в Литве режиссеров Римас Туминас превратил в смешное и яркое абсурдистское шоу, заставил Галину Волчек пригласить режиссера на постановку в «Современник». Идея была хороша. А то последнее время казалось, кроме комедий со слезой и просто мелодрам в архаично-реалистической постановке, «Современник» ни на что не способен и в его поклонниках навеки остались только немолодые чувствительные дамы. Ставя шиллеровскую трагедию «Мария Стюарт» (название изменено, вероятно, поскольку в главные героини, кроме Марии, вышла Елизавета), Туминас надежд на веселенький спектакль не оправдал. Он принес с собой тяжелый и мрачный литовский метафоризм, современную, выразительную музыку (композитор Фаустас Латенас работает и с ним, и с Някрошюсом), странную, завораживающую сценографию (Адомас Яцовскис): полутьму, туман, воду, сыплющееся зерно, грубые ткани, цвет земли и ржавчины. И вместе с ними угрюмый юмор, убивающий романтическую приподнятость Шиллера, юмор иногда грубоватый, но более смешной, чем привычные в «Современнике» шутки Коляды. Чего стоит хотя бы такая сцена: юный Мортимер (Максим Разуваев), выясняя у графа Лестера (Игорь Кваша), предан ли тот сидящей в тюрьме Марии, одновременно зачем-то снимает штаны. Когда убеждается, что предан, то, как заправский зек, встав на карачки, предлагает графу вынуть из своей задницы секретное письмо — Лестер долго, с отвращением вытягивает за веревочку медальон. Актеры, давно уже не игравшие ничего необычного, в этом спектакле выглядят достойно. Кваша для роли Лестера (не то «диссидент на содержании», не то «стукач с идеями») кажется, вспомнил своего давнего персонажа из Салтыкова-Щедрина. Но главные здесь, конечно, две безумные женщины — Мария Стюарт, которую, несмотря на режиссерскую иронию, вполне романтично играет Елена Яковлева, и королева Елизавета — Марина Неелова — отчаянное, слабое и жалкое создание, капризная, стареющая женщина, более всего мечтающая, чтобы избавление от соперницы — в любви и во власти — произошло как-нибудь само собой. Знатоки прежде всего пишут про этот спектакль, что Туминас опять все фирменные приемы позаимствовал у Някрошюса. Это правда, переклички очень заметны, и слава «вечно второго» теперь будет следовать за Туминасом повсюду. Но в сущности не все ли равно? Он поставил спектакль, лучший в «Современнике» за последние несколько лет. Этого совершенно достаточно. Дина Годер 24-04-2000 Итоги |