Из форумов | - МАРИНА, Анюта М (гость), 5 июля
|
| | |
Железный век: идут репетиции1 марта — премьера в театре «Современник»И наши дни — не будущие дни Фридрих Шиллер
Вечный вздох мировой прелести: я отцветаю, я гасну, меня больше нет. Георгий Иванов «Распад атома» (1937)
Вот — лучший эпиграф к «Марии Стюарт», пусть даже Шиллер ее написал в 1800 году: Европа прощалась с прелестью XVIII столетия. Все как-то разом сняли парики. Оделись в отвратительное, темное суконное платье: простое до вульгарности, общее для всех сословий, — так называемый фрак. Все привыкли к ежедневному гаданию по газетам. Никто не ждал добра от наступающего железного века. Семь лет назад другая французская королева взошла на плаху. В ту самую зиму, когда Шиллер писал монологи Елизаветы Английской — молодой, не причастный к казнокрадству Директории генерал установил во Франции военную диктатуру Это вселяло надежды. Шли первые, слабые спазмы Наполеоновских войн. …Стальная, розовая от теней и сполохов закулисного прожектора исполинская труба висит над сценой «Современника» в новом спектакле. Она похожа, к примеру, на угловые башни тюрьмы Консьержери, откуда везли на казнь Марию-Антуанетту в октябре 1793 года.
Репетировали небесное знамение. — «И наши дни — не будущие дни!» — пошло, закачалось сразу после этих слов! — Ведра или труба? Два железных ведра грубой снарядной сварки, торпедного калибра висят на цепях в темной глубине сцены, над головами. «Труба», склепанная из лоскутов стали, похожа на… см. выше. Еще она похожа на орудийную башню линкора. На шеффилдскую — магнитогорскую домну. На топку концлагеря. На печь с исполинской вытяжкой, в которую уйдут дымом рукописи, дагерротипы, жалованные грамоты, мишура из обихода побежденных: тех, кто списан мировой историей в расход. То бишь, как правило, в мировую культуру. Дрогнула во тьме дворцовая люстра с прорехами в хрустальных подвесках, с искривленным золотым обручем кринолина, с изломанными пальцами свеч. С родовым, неистребимым сходством — женщина в бальном наряде уходит во тьму залы… У этой женщины, в ее клети-камере, в ее 1587 году, только что был обыск. Взломали шкаф и забрали письма. Изъяли как вещественное доказательство последние драгоценности — память о юности, Париже, Ронсаре, раннем вдовстве. Внешне она спокойна. …не мишурою славен Сан королевский. Могут с нами низко Здесь поступать — унизить нас не могут. Я в Англии ко многому привыкла, Снесу и это. Читатель русского перевода «Марии Стюарт» ошеломлен второй свежестью своих аналогий. Читатель горюче-спекулятивно думает, например, об Ахматовой в предвоенном Ленинграде. О голых стенах, обысках, письмах, изъятых из шкафов, о пропуске в Фонтанный дом с казенной записью «жилец» в графе «профессия», о диких перекличках по тексту: И лютню отобрали у нее. Чтобы распутных песен здесь не пела. Далее — обо всей изведенной в 1920-х — 1930-х гг. породе человеческой, о женщинах, похожих на дворцовые люстры в бедственном положении, об их прелести, гордости, легкомыслии, достоинстве и беде, грехах сословия и неистребимом праве на «эту страну». Праве, безумном и бесплотном перед реальной силой «новых людей»… Господи, думает читатель русского перевода: знаменитый мхатовский спектакль 1957 года должен был бить тогдашнего зрителя по нервам, как панихида по десяткам тысяч. …Репетировали третий акт. По помосту лунатически шла высокая, рыжеволосая женщина в сером шелковом плаще. Точеная — вся: от талии до запястья, от узкой ленты на щиколотке до манжеты, разлетевшейся белым веером, от дымчатой кисейной оборки юбок до розовых ногтей. Помост вел в пропасть. В ладони пленной шотландской королевы плыла разоренная люстра: Марию Стюарт любили, как известно, искренне. Вещи помогали ей. Люстра ластилась к королеве как ручной, механический, тонкой работы золотой павлин. Вытянувшись всем телом, как очень красивая удавленница, женщина спускалась на люстре вниз. - Ах, леди, все бы вам летать, как птица! - говорила верная Кормилица. Мировая прелесть отвечала ей блаженной улыбкой — шейка набок, белые пальцы сводит судорога. Казарменная, ежиком стрижка под локонами парика. Она больна, Мария Стюарт Елены Яковлевой. Она именно такова, какой (не в романтической трагедии, в действительности) бывает беспечная мировая прелесть после двадцати лет заточения, одичания, страха, нищеты, непосильного осознания неотменимой несправедливости: цари в стране закон и старинное, рассудительно-уютное право — ей, Марии, а не Елизавете короля, следовало бы править страной. Легкомысленная, доверчивая, сообразуясь с отмененным кодексом чести и великодушия, — она сама пришла к Елизавете в плен. Сама виновата. Она жеманно и возвышенно говорит с облаками, плывущими на юго-запад, плачет от умиления, дрожит, бьется, скребет ногтями солому и землю. Шиллер — без корсетов и париков. Театром ощутимо сокращена пьеса, точно пересказана по памяти после многолетнего заточения. Шиллер с землей, соломой, водой, булыжником и песком в списке реквизита. С мускульными схватками, корчами елизаветинских лордов: пластику актерам «Современника» в спектакле ставил класс Геннадия Абрамова. Одна точная судорога, один кульбит по сцене «двести лет спустя» заменяют тридцать — сорок строк благородного и обветшалого белого стиха эпохи романтизма. Шиллер — «после Освенцима». После здешнего, нашего XX века. Шиллер — в репетициях, в притемненном и пустом зале, где суровым холстом накрыты ряды кресел. Все движется, распадаясь на цепочку двухминутных хэппеннингов, на выстроенные инсталляции немых сцен. Например, такие материалы — копна соломы, подкрашенная стриженая овечья шкура, боковой свет из кулис, белая рубаха тонкого полотна, Марина Неёлова в роли Елизаветы Английской… В «Современнике» на последнюю неделю февраля отменены спектакли: «Марию Стюарт» репетируют с одиннадцати часов утра до девяти вечера. И от сцены к сцене — растет, прорывается нервная сила двух королев: Марины Неёловой и Елены Яковлевой. Эта сила создает действо, зажигает сумрачный свет на сцене, нервной энергией раскачивает колокола ведер, движет исполинскую стальную трубу. Продолжали репетировать третий акт. Единственная встреча двух королев: Железная Леди в полумужском костюме, в сапожках, пощелкивая невидимым хлыстом, содрогаясь от страха, ревности и обиды, звонко и жестко повторяет: Народ меня чрезмерно обожает. …Так чтут богов, чтить смертных так нельзя. Рыжеволосая красавица лежит у ног Елизаветы разбитой фарфоровой куклой. Народ? Зритель знает: слепо, страшно мыча, за Елизаветой следует в первых актах скрюченный Бастард двора (Дмитрий Жамойда). Полупаралитик жмется к ногам тяжелым камнем, глядит с обожанием, требует укрепить порядок в стране. Благополучие его и его потомков лежит на плечах Королевы-девственницы. Они дьявольски зависят друг от друга. Впрочем, оставим. Я пытаюсь описать только одну из множества сюжетных линий. Гибнущий Ренессанс молча плачет у ног Нового времени. Восемнадцатый век всходит на эшафот девятнадцатого. Серебряный век гибнет в безумии, дети его едут добровольцами на Магнитку, внуки — на целину. Правнуки, напрягаясь, ждут нового железного века. Да, леди Стюарт, некого прельщать! Мир поглощен заботами другими. Говорит великая королева сопернице и жертве, за которую все-таки будут биться рассеянные во времени и пространстве искатели Божьего суда: Шиллер, Пастернак, Бродский. Так, я ублюдок, говоришь? Пусть так, Покуда ты еще живешь и дышишь. Сомнения в правах моих исчезнут В тот самый миг, когда исчезнешь ты! Когда у бриттов выбора не станет, Законной буду я в любых глазах! Так, в четвертом акте облачившись в широчайший, парадный, расшитый жемчугом наряд на метровых фижмах, напялив безумный, рыжий паричок с буклями, встав на акробатические не то ортопедические стальные перши, рыдая, хохоча, Елизавета Английская пишет на весу приказ о казни Марии. В воздухе еще висят слова седого Хранителя печати, применимые к любым временам. К любому ожиданию железного века: Явись народу, только совершишь Кровавое деянье — и увидишь Не радостно гудящую толпу: Другой народ и Англию другую? Премьера в «Современнике» — первого марта. На репетициях пятого акта я не была. И не при мне шотландская королева взошла на плаху.
P. S. Восприятие рецензента «Новой газеты» крайне субъективно. В номере 8 (Д) — читайте монолог Римаса Туминаса о его шиллеровском спектакле. Елена Дьякова 28-02-2000 Новая газета |