Из форумов | - МАРИНА, Анюта М (гость), 5 июля
|
| | |
Спешите делать доброНазвание театра «Современник» всегда загорается новым светом, когда этот коллектив взволнованно, темпераментно говорит со своими современниками. За последнее время здесь появилось два спектакля: «Мы не увидимся с тобой» Константина Симонова и «Спешите делать добро» Михаила. Рощина. Речь в первом идет о далеких событиях Великой Отечественной войны, во втором — о наших днях. Но мысль одна: надо спешить делать добро, на войне — отстаивая землю от врагов, спасая человеческие жизни; в годы мира — снова спасая человеческие жизни в их духовных измерениях, в их нравственных параметрах. «Спешите делать добро» — это даже как бы и не заглавие пьесы Рощина, спектакля театра «Современник», это спрессованный, гуманистический призыв всей нашей культуры. И вот что существенно в спектакле, поставленном Г. Волчек, — стремление делать добро, горячее, живое стремление чистой и честной натуры начинает теперь действие пьесы, ведет коллизии драмы, определяет смысл происходящего. Тоскующий, горячий и страстный вопрос задает современности герой спектакля Мякишев, сыгранный И. Квашой с глубочайшей сердечной отдачей. Вопрос этот — о добре, о том, надо ли спешить его делать, если тебе подчас платят за это злом. Неужели мы должны перестать помогать друг другу только потому, что иногда в дурном свете видятся наши поступки, неужели надо бросить делать добро, потому что где-то оно откликнулось маленькими злобными мыслями? Вопрос остается без ответа в спектакле, здесь нет идиллического финала, но ответ ясен: он создан самим ходом действия, он поддержан жизнью — все равно, несмотря ни на что, спешите делать добро! Герой Кваши — не очень-то счастливый человек, но это ощущение себя несчастливым куда более нравственно, нежели равнодушная сытость обывателей, никогда не видящих чужого горя.. В центре спектакля судьба девочки Оли, чуть было не покончившей с собой — так мучительно сложились непростые семейные обстоятельства — и спасенной случайным прохожим. Теперь она — в доме у хороших, добрых людей. Олю играет М. Неёлова, актриса, умеющая поразительно сочетать отточенный во всех деталях филигранный внешний рисунок с пылающим пожаром страстей, умеющая смеяться сквозь слезы и рыдать в минуты безоблачного счастья. Неёлова сыграла и конкретную судьбу, и многие судьбы несчастных детей, которых звали в разных веках и литературах по-разному: то Неточкой Незвановой, то крошкой Доррит, то бедняжкой Нэлли, то негритянкой Топси. Но там всюду речь шла о материальных невзгодах: это были нищие, обездоленные дети. У актрисы Неёловой другая задача — рассказать о девочке, которая не хочет, мириться с кабалой духовной, безнравственным воспитанием в семье. Самые сильные сцены в этом спектакле — сцены преображения героини из замученного, загнанного зверька — в счастливого ребенка, из неестественного, замороженного существа — в живую, романтическую натуру, из негнущейся, одеревенелой марионетки — в резвую и милую девчурку. Запасы добра в сердце этого подростка огромны, именно для таких и надо спешить делать добро, согреть такое сердце — это значит самому стать чище и лучше. Все это могло стать более неотразимым, если бы писатель, умеющий проникновенно изображать внутренний мир людей, не пропустил в этой новой пьесе некоторых важнейших психологических мотивировок. Подчас наспех объясняя истоки и причины сложных человеческих отношений, драматург переводит житейскую правду в театральную условность. Да и сам театр, будто сбиваясь с ноги, соединяет в оформлении спектакля (художник И. Попов) эту модно небрежную условность с иллюстративностью и назойливой дидактикой. И все же, на мой взгляд, интересно поставлен этот спектакль. В нем все спешат делать добро, но по-разному, по-своему. А это наука, для которой нет институтов и университетов, но есть школа умного сердца. Те, которые не проходили этой школы, делают добро подчас бестактно, равнодушно, истерично, подчас зло. Среди них мы бы назвали в этом спектакле соседку, сочно и ярко сыгранную Л. Ахеджаковой, друга дома в иронически-умном исполнении В. Гафта, еще одну соседку, даже не сыгранную, а просто как бы приглашенную из зрительного зала актрисой Н. Дорошиной, некую родственницу, с каким-то холодным и равнодушным обаянием нарисованную Е. Марковой, мать семейства, с огромным душевным волнением показанную А. Покровской. За последнее время все больше появляется фильмов, спектаклей, телепередач, где речь идет о нравственном воспитании человека. Продолжением этого разговора и стал новый спектакль театра «Современник».
Инна Вишневская 1-02-1980 Вечерняя Москва |