Из форумов | - МАРИНА, Анюта М (гость), 5 июля
|
| | |
«Спешите делать добро»Фильм-спектакль Московского театра «Современник». Пьеса М. РощинаДолгие годы сотрудничает театр «Современник» с драматургом Михаилом Рощиным. Театру близка его писательская манера, его понимание насущных проблем современного общества. В его пьесах театр видит подлинную жизнь, достоверные характеры, точное знание быта. Основную проблему своей пьесы «Спешите делать добро» драматург вынес в заголовок. — Спешите делать добро, спешите, пока не поздно, а взявшись за доброе дело, доводите его до конца, не уступая чужому недоверию, собственному малодушию и эгоизму, — говорит нам автор. Вместе с ним театр «Современник» исследует в спектакле важную нравственную проблему, которую можно определить словами: ответственность доброты. Г. ВОЛЧЕК: «Вопросы эти показались театру настолько значительными, что он решил не замыкать события в рамки частного случая, описанного в пьесе, а представить спектакль как диспут о добре. Участниками этого диспута об ответственности, которая ложится на человека, совершившего добрый поступок, становятся зрители. Такое решение определило и форму спектакля. Спешите делать добро театр играет открытым приемом: актеры перевоплощаются в своих героев на глазах у зрителей, а в самые драматические моменты действия исполнители садятся на скамью, что стоит в центре сцены, чтобы со стороны, сурово оценить поступки своих героев». Что же происходит в пьесе М. Рощина? Инженер Мякишев (И. Кваша), мужчина лет под сорок, возвращается из служебной командировки с девочкой из неблагополучной семьи, которую спас от самоубийства. На этот шаг Оля (так зовут девочку) решается от одиночества, от горького сознания, что она помеха для своих близких. Итак, Оля (М. Неелова) — в Москве. Жена Мякишева — Зоя (А. Покровская), женщина деловая и не очень добрая, удивлена поступком мужа. Ее сестра Аня (Л. Крылова) занята этим событием чисто внешне, друг Мякишева Горелов (В. Гафт) предрекает ему, что эта затея ничем хорошим не кончится. Обсуждают на все лады поступок Мякишева соседи и сослуживцы. А на фоне этого раскрывается перед зрителями полная драматизма судьба Оли. Сначала в доме Мякишевых Оля преображается. Из запуганного зверька она превращается в веселую щебетунью с огромным запасом добра в сердце. Но вот, уловив настроение в семье, увидев, что в ней кончается мир, Оля принимает решение, которое под силу только взрослому человеку… Всякий поступок, говорит драматург, не только первый импульсивный шаг. Это длительное действие, в которое включены и способность отвечать за него, и способность не предать себя н других. Вот этого-то и не сделали Мякишевы. Капитуляция перед теми, кто начал вмешиваться в их жизнь, их человеческая несостоятельность сделали свое дело. Театр изменил финал пьесы. У М. Рощина Оля возвращается к родным. Театр усилил драму, он оставил зрителя в неведении о ее дальнейшей судьбе… Спешите делать добро — сказал театр и добавил: но делайте это до конца. Ничего нельзя поправить — сурово говорит фильм-спектакль «Спешите делать добро». Не могут Мякишевы вернуть в свой дом девочку, наделенную нравственным чутьем, которое не приобретается образованием и жизненным опытом… После просмотра нашего фильма-спектакля, который, сохранив прием театра, усилил его публицистическое звучание, мы просим вас, товарищи зрители, как бы подвести итог этого диспута о добре. Ведь наш фильм-спектакль не кончается точкой, а скорее многоточием. И здесь есть над чем подумать каждому. Фильм-спектакль «Спешите делать добро» снимали режиссер-постановщик Галина Волчек, оператор-постановщик Александр Шапорин, кинорежиссер Майя Маркова, звукорежиссер Инна Истягина. И. Лебедева 6-08-1986 «Говорит и показывает Москва» |