Марина НееловаОфициальный сайт
M
Из форумов
M

Семейное положение: одинок(а)

(Отрывок)

И наконец, совсем уже компромиссное решение предлагает фильм «Дамы приглашают кавалеров», поставленный режиссером И. Киасашвили по сценарию А. Бородянского, К. Шахназарова. На этой ленте нам, пожалуй, следует остановиться подробнее, потому что по ней очень легко проследить, как экран пытается присмирить свою любовь к героине, традиционное желание, чтоб она была непременно счастлива, с теми жизненными, сложностями, которые не могут не открываться взгляду авторов.
Итак — Аня. Профессия — продавщица. Семейное положение — одинока.
В маленьком городке, где проживает Аня, все женихи наперечет. И когда последнего из них — такого бравого, молодого, красивого — уводит подруга. Аня вдруг начинает судорожно паковать чемоданы и срывается на юг, на курорт, в надежде, что именно там найдет свое долгожданное счастье.
У фильма И. Киасашвили своеобразная и очень симпатичная интонация. Кажется, что с лица рассказчика все время не сходит улыбка. Но это не та механически бодрая улыбка, которая украшает лик иных наших кинокомедий. Это улыбка человека, умеющего находить юмор в любых ситуациях и предпочитающего рассказывать о своих злоключениях так, чтобы не вызвать оскорбительного чувства жалости к себе. Этой чертой обладают и фильм в целом, и, конечно, главная его героиня Аня.
Мы привыкли видеть М. Неелову в ролях женщин сложных, импульсивных, таящих в себе какое-то внутреннее беспокойство. Аня, наверное, одна из самых простых ее героинь, простых в хорошем смысле слова — в том смысле, что ее внутренний барометр всегда показывает одно и то же: ясную, теплую погоду. Аня свято верит, что все в ее жизни должно быть так, как поется в популярной песне: «Сегодня мечта прошла стороной, а завтра, а завтра ты встретишь ее». Но мечта все продолжает почему-то ходить кругами где-то неподалеку, к нашей героине, однако, не приближаясь. И на юге ей тоже не везет. Не то, чтобы она все время встречает плохих людей, нет, почти все Анины знакомые интеллигентны, общительны, но вот беда — они даже не помышляют о женитьбе. И в результате вместо красивого, молодого жениха, которого Аня так мечтала встретить, является на ее пути классический зануда — с косой челкой над лысеющим лбом, толстый" прозаичный, скуповатый (сколько усилий, наверное, потребовалось Л. Куравлеву, чтобы куда-то спрятать свое обычное чуть лукавое обаяние и предстать перед нами в, этой роли таким несимпатичным!). Именно от него Аня наконец-то слышит долгожданное: «Выходи за меня замуж». И понимает, что это еще не всё, и что человека, за которого выходишь замуж, надо все-таки полюбить. А как его любить — такого?
М. Неелова в этом фильме вообще гораздо больше чувствует, чем говорит, но в финальных эпизодах ее молчание особенно красноречиво. Она все время вглядывается в своего жениха скорбными и жалостливыми глазами, так старается убедить себя, что он в общем-то хороший, такую гигантскую внутреннюю работу над собой проделывает, и все без толку: уже когда все решено и вот-вот отплывет от причала теплоход, на котором будущие молодожены готовятся совершить предсвадебное путешествие, наша героиня вдруг опять хватает. вещички и выпрыгивает… нет, не в окошко, как Подколесин, а на пристань, с уже поднятого трапа. Не может она выйти замуж без любви.
И что же? Опять одиночество в маленьком городке? Опять сердобольные взгляды соседок, пустые, долгие вечера?
Авторы находят компромиссное решение. Они посылают своего героя вдогонку за Аней. Вернувшись в свой городок, она уже видит его на скамейке — такого робкого, влюбленного и даже вроде бы немного похорошевшего. И в глазах героини теперь явно читается: «Ну что же, видно, от судьбы не убежишь», тем более, что убегать-то Ане совершенно некуда, В общем-то мы рады, что свадьба все-таки состоится. Кино — великий утешитель, а в сюжетах такого рода они. наверное, обязано давать своим зрителям и героям какую-то надежду. Но в то же самое время по этой картине ясно чувствуется, что романтическое решение проблемы одиночества имеет свои пределы, и чем больше фильмов выходит на эту тему, тем ближе виден этот предел. Одна кино-героиня выдана замуж, другая, третья, а поток их все растет, каждой нужно найти мужа — не оставлять же их в финале у разбитого корыта, и вот уже вместо блистательного Гоши является нечто настолько прозаическое, что героиню нужно буквально за руки держать, чтоб она никуда не убежала. Ну, положим, в данном конкретном случае авторам это удалось, но, наверное, уже снимаются новые фильмы, посвященные этой теме, и опять нужно будет начинать все сначала, искать для очередной героини мужа…
А может быть, не надо искать?

Татьяна Хлоплянкина
22-04-1981
Литературная газета

Гаев — Игорь Кваша
Раневская — Марина Неелова
«Вишневый сад»
Современник
Copyright © 2002, Марина Неелова
E-mail: neelova@theatre.ru
Информация о сайте



Theatre.Ru